0
0
0

Еще в марте 2002 года Международный союз общественных объединений «Союзная общественная палата», Межрегиональная общественная организация ветеранов космодрома «Байконур» и Ассоциация космонавтики России обратились с письмом к Президенту нашей страны Александру Лукашенко. В том письме была изложена просьба о содействии в создании в Слуцке музея космонавтики. Какое отношение, спросите вы, имеет упомянутый провинциальный городок к освоению межзвёздного пространства? Мы ответим: самое прямое. И сейчас, во Всемирный день авиации и космонавтики, об этом стоит вспомнить.

 СЛУЦКИЙ ЦИОЛКОВСКИЙ

Так называют здешнего уроженца Витольда Карловича Цераского. Еще будучи совсем юным гимназистом, он в 1858 году наблюдал в телескоп, имевшийся в кабинете физики учебного заведения, комету Донати. Возможно, это и определило дальнейшую судьбу слутчанина. Впоследствии он стал выдающимся астрономом. Четверть века Цераский возглавлял астрономическую обсерваторию Московского университета, на базе которой в 1931 году образовали Государственный астрономический институт.

Витольд Карлович Цераский

Витольд Карлович Цераский

За время своей деятельности Витольд Карлович написал более девяти десятков научных работ. Он был пионером инструментальной фотометрии и основателем московской научной школы астрофотометрии. Цераский разработал уникальную методику фотометрических наблюдений и добился высокой для своего времени точности определения блеска звёзд. В 1875 – 1903 годах Витольд Карлович измерил блеск свыше пятисот звёзд. Кроме того, слутчанин одним из первых вычислил звёздную величину Солнца, экспериментально установил нижний предел температуры нашего светила.

Был Цераский и автором ряда открытий и изобретений, использованных при освоении космоса. В память об этом человеке его именем назвали кратер на Луне и малую планету – Цераска.

 ВОЙНА И РАКЕТЫ

Пересеклась Слутчина с ракетостроением и во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1943 года с командованием партизанской бригады имени Фрунзе, дислоцировавшейся на территории района, через связную Валентину Олейник установил контакт обер-лейтенант Карл Байер. Немецкий офицер сообщил, что ему известно место, где гитлеровцы наладили производство сверхсекретных ракет ФАУ-1, которыми фашисты обстреливали Лондон.

После нескольких проверок народные мстители, наконец, поверили Байеру. Его доставили на знаменитый партизанский аэродром, расположенный посреди Мирьинских болот на острове Зыслов. В одну из ночей обер-лейтенанта самолётом переправили на «большую землю». Там антифашист дал ценные сведения о германском ракетном оружии.

 Немецкая крылатая ракета ФАУ-1

Немецкая крылатая ракета ФАУ-1

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

В 1903 году в Слуцке родился Семён Ариевич Косберг. Его отец – известный в городе кузнец – очень хотел, чтобы сын занялся торговлей. Поэтому после гимназии Семёна определи в местное коммерческое училище. Но коммерсанта из Косберга не получилось. Любовь к технике, которая передалась по наследству, привела его в Ленинградский политехнический институт. Оттуда по инициативе преподавателей, заметивших в пареньке особую тягу к исследовательской и конструкторской работе, слутчанина перевели в Московский авиационный институт.

С 1931 года Семён Ариевич работал в крупнейших проектных организациях авиационной промышленности. Через десять лет он стал главным конструктором КБ. Внёс огромный вклад в создание авиационных двигателей, установленных на истребителях Ла-5, Ла-7 и других массовых самолётах времён Великой Отечественной войны.

С 1954 года КБ по инициативе Косберга взялось за разработку жидкостных ракетных двигателей. Эти разработки заинтересовали конструктора космических ракет Сергея Королёва. Он и предложил в 1958-м Семёну Ариевичу заняться созданием двигателя для последней ступени ракетоносителей. КБ быстро справилось с заданием.

Косберговские двигатели выводили на орбиту искусственные спутники Земли, направляли межпланетные автоматические станции в сторону Луны, Венеры и Марса, подняли в космос первого космонавта Юрия Гагарина. Правительство высоко оценило заслуги слутчанина: ему была присуждена степень доктора технических наук, Ленинская премия, присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его именем назван кратер на Луне.

 Семен Ариевич Косберг

Семен Ариевич Косберг

ХОЗЯИН БАЙКОНУРА

Одним из первых начальников космодрома Байконур (тогда научно-испытательного полигона Министерства обороны СССР № 5) был уроженец деревни Сороги Слуцкого района генерал-полковник Константин Васильевич Герчик. Он участвовал в выводе на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли, отработке космических кораблей «Восток» для полёта человека в космос. Он же был и членом Государственной комиссии по подготовке и запуску «Востоков» с Юрием Гагариным и Германом Титовым на борту.

В 1960 году во время неудачных испытаний на Байконуре межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (она взорвалась на стартовом столе) Константин Герчик получил тяжёлые ранения. Долго лечился в госпитале. Но уже в период Карибского кризиса Константин Васильевич стал в строй – его назначили первым начальником Центрального командного пункта ракетных войск стратегического назначения. Долгое время потом командовал 50-ой ракетной армией, одна из частей которой дислоцировалась неподалёку от Слуцка.

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Кстати, в комиссии, предложившей место под будущую знаменитую космическую гавань, значился и другой человек, тесно связанный со Слуцком, - выдающийся полководец, один из создателей ракетно-ядерных сил маршал Георгий Жуков. Именно в этом городе размещалась 4-ая кавалерийская дивизия, которой с 1933 по 1937 год командовал Георгий Константинович. Тут у него родилась вторая дочь, тут он избирался членом райисполкома, тут по праздникам принимал парады войск, тут получил свою первую высшую награду страны – орден Ленина. Сюда он несколько раз наведывался после Великой Отечественной войны.

 ШТУРМАН ЛУНОХОДА

В ноябре 1970 года космическая станция «Луна-17» достигла поверхности естественного спутника Земли. С того момента и началась многомесячная эпопея автоматического аппарата «Луноход-1». Тогда мало кто знал, что одним из «водителей» (их ещё называли «сидячими космонавтами») этого уникального «луномобиля» был уроженец деревни Избудище Слуцкого района Константин Давидовский.

Отбирали экипаж долго и придирчиво. После всевозможных проверок из сорока пяти молодых офицеров оставили только одиннадцать. Среди них оказался и Константин Константинович. Управлять «Луноходом» нужно было с Земли. Для этого сформировали две команды. В каждой – командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и один резервный водитель. Экипажи долго тренировались. На полигоне в Крыму воссоздали «лунный» ландшафт. По нему и путешествовал макет аппарата.

Экипажи лунохода-1 на тренировке

Экипажи лунохода-1 на тренировке

«Когда же аппарат прилунился, - вспоминал потом штурман, - все здорово переживали, что он утонет в пыли либо застрянет в кратере. Через два с половиной часа, потраченных на осмотр места посадки, «Луноход» съехал на грунт. Работали по два часа в день, сменяя друг друга. Всего длительность сеансов составляла в среднем четыре-шесть часов».

Ситуация усложнялась тем, что «картинка» лунного маршрута поступала на мониторы лишь через семь-двадцать секунд после того, как её зафиксировали камеры «луномобиля». Поэтому требовалась особая осторожность и внимательность. Не зря медики характеризовали эмоциональные и моральные нагрузки, которые испытывали водитель и штурман, как очень большие.

Почти через год «Луноход», израсходовав весь свой потенциал, остановился. И все попытки войти с ним в контакт были прекращены. После завершения «лунной» программы Константин Давидовский работал на машиностроительном заводе имени Лавочкина, где проектировались и создавались межпланетные станции.

 СЛУТЧАНЕ НА КОСМОДРОМЕ

В 1983 году начальником Байконура назначили слутчанина генерал-лейтенанта Юрия Аверкиевича Жукова. Он принимал активное участие в отработке ракетоносителей «Зенит» и легендарной многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Он, как и Герчик, является почётным гражданином города Байконура.

Примерно в тот же период на космодроме служил один из жителей Слуцка старший прапорщик Валерий Владимирович Концов. Он был командиром взвода солдат-строителей. Их руками возводились многие объекты на Байконуре. В том числе и стартовая полоса для той самой уникальной космической системы «Энергия-Буран».

Служил на космодроме и ещё один житель города – старший инженер-испытатель, подполковник Сергей Гончарик.

 В ОДНОМ РЯДУ

Вообще же, по подсчётам местных краеведов, более десятка уроженцев Слутчины внесли значительный вклад в становление и развитие отечественной космонавтики. Это и Дмитрий Макарович Герчик (двоюродный брат Константина Васильевича) – главный ведущий конструктор ряда первых моделей крылатых ракет морского базирования. Это и Александр Александрович Куницкий – бывший начальник кафедры баллистики академии имени Дзержинского, автор более восьми десятков научных трудов по экспериментальной баллистике ракет и космических аппаратов, член-корреспондент Российской инженерной академии. Это и Игорь Сергеевич Шевчук – генеральный конструктор, генеральный директор ОАО «Туполев», участник работ по созданию самолётов серии «ТУ». Это и Владимир Михайлович Дудко – долгие годы был ведущим конструктором радиоэлектронных космических систем.

Герчик Константин Васильевич

Герчик Константин Васильевич

А ведь, очевидно, есть и те, о ком местные краеведы ещё не знают или знают мало. Кто-то строил космодромы Байконур или Плесецк, кто-то участвовал в проектировании космических ракет. Многих из тех, кто торил дорогу к звёздам, судьба раскидала по городам и весям былого Советского Союза…

 БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Идею создания в Слуцке музея космонавтики поддержали региональная национально-культурная автономия «Белорусы Москвы», белорусские космонавты Владимир Ковалёнок и Пётр Климук. Было найдено понимание и в «Роскосмосе». Музей обещали буквально завалить экспонатами. Так, одна из космических организаций была готова предоставить натурный макет системы аварийного спасения космонавтов, РКК «Энергия» - капсулу, в которой из космоса на землю спускались приборы. Имелись и более серьёзные задумки. Например, доставить в Слуцк фрагмент реальной космической ракеты.

С появлением такого музея значительно оживилась бы работа по поиску земляков, работавших на космос. В том числе и над созданием первого отечественного космического аппарата «БелКА». А это, в свою очередь, дало бы ещё одно мощное средство для повышения уровня самооценки нации, для патриотического воспитания молодёжи. Да и сам Слуцк превратился бы в ещё один туристический центр нашей республики. А тут уже и престиж для страны, и материальная выгода. Но…

Но воз, как говорится, так с места и не сдвинулся. И сдвинется ли когда – не ведомо. Что ж, очень жаль…

Сергей КВИТКЕВИЧ

 

А мы – солигорчане – имеем хоть какое-то отношение к космосу? Может быть, и уроженцы нашего района прокладывали дорогу к звездам? Редакция «Лидер-Пресс» будет весьма благодарна, если кто из местных краеведов припомнит и предоставит такую информацию.