0
0
0

 С нами говорила заместитель директора по учебной работе и учитель биологии Лицея БГУ Анна Чубарова, кандидат биологических наук, доцент.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология— Биология занимается изучением всего живого, что нас окружает, и, соответственно, нас самих. Неважно, какой ты по размеру: супермаленький или огромный — биология изучает все аспекты твоей жизнедеятельности. Это и происхождение, строение и функционирование, и взаимодействие — между такими же, как ты, и с окружающей средой. При этом биология — многогранная наука с множеством ответвлений и направлений. Не стоит забывать также, что она в большей степени и прикладная наука: множество фундаментальных знаний можно применить на практике.

Польза в изучении биологии в школе действительно есть. Одним из аспектов этой пользы можно упомянуть быстрое удаление пятен. Хоть мы уже затрагивали эту тему в химии, но продолжим ее и в биологии.

Злополучные пятна от черники или вишни удаляются простым кипятком, потому что основной краситель в них — антоцианы, которые хорошо растворяются в воде. Важно только, чтобы пятна были свежими. Проехались по траве? Вспомните, из чего состоит молекула хлорофилла и в чем она растворяется! Главное правило: подобное растворяется в подобном. Применяя эту логику, с помощью двухфазной мицеллярной воды можно удалить практически любое пятно: удобно чистить ремешки часов, например.

А теперь — к другим причинам не забивать на биологию.

 

 

Фото из личного архива учителя

1. Ориентируемся в инструкциях к лекарствам (и понимаем, к чему они) 💊

Каждый человек хочет быть здоровым. Анатомия знакомит нас со строением организма, а физиология — с процессами, протекающими в нем. Если мы почувствуем боль в определенной области нашего тела, то в принципе можем предположить, какой орган у нас заболел.

Тогда, с одной стороны, мы будем знать, к какому врачу обратиться, так как зачастую люди не всегда знают, к какому узкому специалисту им стоит идти за решением той или иной проблемы, или же, с другой стороны, сможем оказать себе помощь при необходимости, если нет возможности посетить специалиста незамедлительно.

Также биология дает нам знания о действии лекарственных средств и правильном и грамотном их использовании. Эти знания не позволят нам лечить антибиотиками, которые борются с бактериальными инфекциями, чисто вирусное заболевание. Этот вопрос подробно разбирается в школьном курсе. Также, зная, как действуют антибиотики, вы не станете употреблять их бесконтрольно и будете выдерживать период лечения, не прерывая его только потому, что вам стало немного лучше.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология

Фото: pixabay.com

— В инструкции пишут про механизм действия лекарства — и это может помочь нам использовать их не совсем, скажем, традиционно даже с базовым образованием. С пониманием, конечно. К примеру, сосудосуживающие средства наружного применения подойдут для человека, который склонен к частому покраснению лица. Из курса биологии мы помним, что кожа богата кровеносными сосудами и их расширение приводит к покраснению.

Если вам необходимо быстро снять покраснение, то кремы с сосудосуживающим эффектом будут вашим спасением.

— А для школьников прикладное значение биологии может быть в том, чтобы увиливать от уроков, если знать симптомы конкретных болезней, — смеется Анна.

Преподаватель добавляет, что особенно важны знания о нашем организме как раз в подростковом возрасте. Подростковый возраст — возраст глобальных перестроек организма, возраст, когда возникает огромное количество вопросов про свое тело, почему происходят те или иные изменения, и биология позволяет ответить на большую часть этих вопросов. Но, как правило, в этом возрасте мы предоставлены сами себе: родители не всегда общаются с нами на эти темы, а спросить не у кого. Да и стеснительно как-то.

— Также полученные знания в курсе анатомии помогут нам поддерживать организм здоровым на протяжении всей жизни, ведь мы будем знать, что нужно делать для профилактики тех или иных болезней и в каком возрасте повышается риск развития того или иного заболевания, — уверена биолог.

2. Чувствуем себя в гармонии с природой 🌳

— Мы постоянно контактируем с окружающим миром: растениями и животными, некоторые из них являются ядовитыми и опасными для нас. У многих из нас есть домашние питомцы, зачастую весьма экзотические, — акцентирует Анна. — «Комплект» из ботаники и зоологии поможет понимать, как устроены растения и животные, научит правильно с ними взаимодействовать, ухаживать за ними, понимать, когда им хорошо, а когда — плохо.

Кроме того, знания ботаники помогут будущим хозяевам домашних питомцев создать безопасное пространство для них, а также базовые знания особенностей поведения некоторых диких животных дадут понимание, почему, например, капибара — так себе домашний питомец, несмотря на его сходство с муми-троллями.

Наша безопасность напрямую зависит от этих знаний, и мы не касаемся ядовитых растений и животных. Например, то, что борщевик Сосновского лучше не трогать, слышали более-менее все, но есть и другие вещи. Сейчас модно направление экотуризма, вылазки в походы — в такие моменты это очень полезно знать.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология

Фото: ru.wikipedia.org

— Да и в быту понимание некоторых процессов поможет находить ответы на многие вопросы. Например, почему деревья красят побелкой, а не акриловой краской? Краска вредна для дерева, так как она не пропускает кислород. Кроме того, дело не только в цвете, — объясняет преподаватель. — Сама структура побелки тоже по-своему защищает ствол: она закупоривает трещины в коре, а с ними — и зимующих в коре насекомых-вредителей. Плюс побелка благодаря своему горькому вкусу сделает кору непригодной пищей для зайцев.

3. Сохраняем семью (и деньги) 💑

«Если бы папа учил биологию, он бы от нас не ушел» — это комментарий 10-летней девочки на одном из научных порталов, который занимается популяризацией науки. Комментарий был к статье, в которой описывались группы крови человека и как они наследуются.

— Меня это очень сильно впечатлило. Тем более что очень часто похожие истории я слышу и от своих учеников, — замечает Анна. — Незнание основ генетики реально приводит к тому, что семьи распадаются. А некоторые люди и вовсе всю жизнь считают, что они приемные! Почему-то бытует мнение, что группа крови или резус-фактор ребенка обязательно должны совпадать с группой крови или резус-фактором одного из родителей. Но это не так. Хотя изучали это все. Куда деваются эти знания? Мне лично непонятно.

Преподаватель напоминает: у двух резус-положительных родителей вполне может родиться резус-отрицательный ребенок. А если у одного родителя вторая группа крови, а у второго — третья, то ребенок может получиться с вообще любой группой крови: от первой до четвертой. Такая вот генетическая лотерея.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Павел Орловский, TUT.BY

— Отдельно хочется поговорить про шарлатанов, которые обещают предсказать пол ребенка, или безумные рецепты из интернета, при соблюдении которых их авторы обещают точное рождение мальчика (или девочки). У знающих биологию людей такие заявления должны вызывать только смех. Однако множество людей этому верят, в особенности сами беременные.

Осуждать их за это нельзя, так как эти женщины находятся под воздействием гормона прогестерона. В итоге они ведутся на все, что связано с будущим их ребенка. Устоять очень сложно из-за скачков в гормональном фоне. Беременную можно отдаленно сравнить даже, наверное, с не совсем нормальным человеком, — улыбается учитель. — Поэтому мошенники этим пользуются.

Говорят, что некоторые приметы все же работают. В большинстве наблюдаемых случаев действительно при беременности мальчиком живот больше, он как бы «выступает вперед», а в случае девочки — «больше круглый». Но никакого научного основания под этими данными нет. Так что и верить им безоговорочно — пустая затея.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология

Фото: pixabay.com

— Беременность — вообще тема специфическая. Я всегда на уроках рассказываю, что во время беременности у женщин могут происходить скачки настроения, ежесекундно меняться желания, а пищевые привычки в корне поменяться. Многие пугаются этих перемен и не понимают, что с ними происходит, причем как сами женщины, так и мужчины.

Пытаюсь объяснить физиологические причины этих явлений. Но ведь это говорят не всем, хотя если знать об этом, то можно пытаться это контролировать или относиться к этому с терпением и пониманием. А то может получиться, как у О. Генри в рассказе «Персики». Правда, там новобрачная была не беременная, но кто знает.

4. Не ведемся на провокации 💣

«Она добавляла соду в еду и похудела всего за три дня!» — наверняка такие заголовки вы видели. Со знанием биологии очевидно, что это ерунда и такого не может быть. Но многих это цепляет.

— Сюда же можно отнести веру в телегонию или страх перед генномодифицированными продуктами, — перечисляет Анна. — Все-таки биологическая база позволяет сформировать свое критическое мнение. Например, в науке еще нет окончательного решения по вопросу генномодифицированных организмов, потому что прошло не так много времени, после того как мы стали употреблять их в пищу, чтобы делать какие-то решительные выводы. Однако обывательская боязнь таких продуктов не совсем оправданна.

Некоторые комплексные темы и отношение к ним — например, аборты — еще связаны и с религиозным контекстом. Опираясь на научные факты, можно приводить в спорах адекватную аргументацию или хотя бы принять для себя взвешенное решение на этот счет. Однако манипуляции можно проводить не только на подобных темах.

czarnyprotest varshava aborty 20161003 zam tutby phs 1942

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Когда я веду уроки, например, у классов физического профиля, где мой предмет не профильный, они часто спрашивают: «Ой, зачем мне ваша биология?» Я отвечаю: «Не учите, не надо. Идите зарабатывайте деньги, а мы потом заработаем на вас».

Сейчас есть очень много продуктов вроде «соков без сахара», «духов без спирта», «растительного масла без холестерина»… А еще в моде экопродукты, которые намного дороже обычных. Если спросить покупателя таких овощей, в чем разница, они ответят, что они были выращены на одном поле, а «плохие» продукты — на втором, где применялись пестициды. При этом никто не знает, поливали ли соседнее поле с «эко-» пестицидами. Растения не выбирают, с какими из них им скрещиваться и как опыляться. Взаимосвязь в экосистеме очень сильна. Да, до Австралии насекомым тяжело долететь, но на одной европейской территории точно все одинаковое.

— Также вспомним про медицинские и косметические процедуры: лазерное омоложение крови или стимуляция иммунной системы… Даже нанопластыри уже есть, которые что-то излучают! Только пока не очень понятно, что именно, — смеется биолог. — Нередко все это стоит дорого, ведь звучит круто. Но если начать разбираться, в чем суть таких процедур, то оказывается, что это бесполезные вещи.

5. Ведем ЗОЖ правильно 🏃

— Знаешь, как работает? Значит, знаешь, как улучшить. Понимая, как функционирует организм, можно сделать его работу эффективнее. Например, отрегулировать качество питания и количество сна, грамотно чередовать умственные нагрузки и физические.

Биология поможет даже правильно тренироваться в тренажерном зале. Если мы хотим набрать массу, то перед занятием лучше съесть порцию легко усваиваемой белковой пищи: комплекс аминокислот или молочные продукты, потому что аминокислоты — строительный материал для мышц. Если мы хотим снизить массу, то едим до тренировки углеводную пищу, а через несколько часов — «обычную», комплексную, еду.

«Если бы папа учил генетику, он бы нас не бросил». Учитель объяснила, зачем в школе биология

Фото: pixabay.com 

— Мнений на тему похудения и набора массы много, и самому разобраться порой очень сложно, — подчеркивает Анна. — Кстати, с помощью биологии можно понять, действительно ли «поможет» та или иная еда в укреплении иммунитета или ускорении мыслительных способностей. Чаще всего это просто маркетинг. Если в составе продукта есть комплекс ионов магния и витамина В6, то он в любом случае будет поддерживать нервную систему, так как это они влияют на ее работу.

Но обычно происходит так: капнули совсем чуть-чуть какого-то экстракта, который улучшает мозговое кровообращение, зато на упаковке написали, что это суперсредство для работы мозга. Так что нужно читать состав продукта на упаковке: многие вещи, которые предлагаются в том числе в составе спортивного питания, нам просто не нужны.

Также преподаватель замечает, что знание своего тела поможет определить, каким спортом заниматься. И вообще заниматься ли? Ведь мы часто слышим, что какой-то вид спорта «нетравматичный», но это зависит от нагрузок и вашей физической подготовки. К примеру, очень сложно взять большой вес правильно, чтобы не навредить себе.

— Если с мышцами рук и ног у нас еще не все так плохо (все-таки мы ходим и что-то берем), то мышцы спины обычно слабые и им не уделяется внимания. Отсюда большое количество сколиозов и сутулостей. И когда такие люди поднимают веса в тренажерном зале, то есть шанс потом остаться со стертыми межпозвоночными дисками, и со временем будут болеть колени, если еще с таким весом пытаться приседать.

«Человек не венец природы»

— Вообще, есть много моментов, которые становятся понятней в процессе знакомства с биологией. Взять тот же расизм: очевидно, что нет никаких высших и низших рас. Точно так же, как и человек не венец природы, а всего лишь закономерный этап ее развития. И мы все похожи на млекопитающих по внешнему и внутреннему строению, хоть и приобрели что-то новое ввиду построения социальных отношений.

Анна подчеркивает, что мы — часть природы, а она — не обслуживающая нас система. В том числе понимание этого позволяет задумываться и об экологии. Нельзя застроить всю планету: нам необходимо биоразнообразие.

— Про это есть забавная история, как в Австралию пытались завезти клевер, но не учли, что он опыляется только шмелями, которые там не обитают. Пришлось дополнительно везти еще и шмелей. Одно без другого жить не может. Нельзя решить, мол, мы сейчас вырубим или истребим весь вид, потому что такие живые организмы нам совершенно не нужны. И на занятиях биологии должно прийти это понимание. Каждое действие приводит к последствиям, которые мы должны учитывать. Всё в экосистемах взаимосвязано.

TUT.BY