В августе нынешнего года исполнилось ровно 30 лет с того момента, как энергичная и улыбчивая Рита Михайловна Ракутько получила свой первый педагогический опыт в стенах школы № 6. О том, что позволяет столько лет находить общий язык с детьми, их родителями, педагогами и не выгореть душой нам рассказала опытный учитель.

Сейчас Рита Михайловна – заместитель директора по учебной работе в школе № 6 города Солигорска, но когда-то она переступила порог учебного заведения в другом амплуа.

– Пришла в эту школу после иняза – тогда еще Минского государственного института иностранных языков, в качестве вожатой. Потом стала заместителем директора по воспитательной работе, а после – учителем французского языка. С 2001 года занимаю должность заместителя директора по учебной работе, – начала беседу Рита Михайловна.

– Вы попробовали себя в разных должностях. Что все-таки больше пришлось по душе?

– В каждой должности свои прелести. Когда я была учителем-предметником, удовольствие доставляло общение с детьми и французский язык. А когда стала замом, на первом место оказалось общение с педагогическим коллективом и в меньшей степени с детьми. Мне очень нравится работать с учащимися 9–11-х классов. Это взрослые ребята, которые готовятся к экзаменам, у которых есть цель. Хотя и младшие дети тоже не остаются в стороне.

– Всегда ли удается найти общий язык с детьми?

– Общий язык с детьми я нахожу всегда. Самое главное – быть на одной волне. Нужно стоять с ними на одной ступеньке и попробовать решать проблемы с их позиции, а не как администратор, женщины, мама, учитель. Если у ребенка есть проблема, нужно понять, что бы ты сделал на его месте. Если я ругаю детей, то всегда за дело. Строго, но справедливо. Насколько я знаю, обид дети на меня не обижаются.

– Нередко педагоги выделяют среди учеников любимчиков. Как относитесь к этому вы?

– Плохо отношусь. Если у тебя по каким-то причинам ученик ходит в любимчиках, этого нельзя показывать. Либо проявить через работу: загрузить его дополнительными заданиями, особенно если он участвует в олимпиадах. Коллектив никак не должен видеть, что у педагога есть любимчик. А вообще сегодня это не модно. По-моему, сейчас редко такое встречается.

– Большинство людей считает, что система образования в советские времена была лучше. А как думаете вы?

– Конечно, раньше было лучше, но ведь мы идем только вперед. Есть положительные и отрицательные стороны, как в системе советских времен, так и в современной. Если бы наших родителей, да и меня тоже посадили за парты сейчас, я сомневаюсь, что мы справились бы без современных технологий и прогресса, – считает опытный учитель.

Многие ошибочно думают, что профессия педагога непрестижная…

– В настоящие учителя идут все-таки по призванию. Но современный мир накладывает свой отпечаток на отношение к педагогической деятельности. Если человек знает два иностранных языка и хорошо владеет компьютером, вряд ли он пойдет работать в школу. А есть учителя от бога, которые, возможно, унаследовали это от своих родителей или им дано от природы. Тот, кто пошел в педагогический университет, потому что больше некуда, как правило, в школе долго не задерживается. Это не педагоги – это люди, которые должны оправдать свою учебу, – говорит Рита Михайловна.

– А на вашем пути встречались педагоги от Бога?

– Когда я училась в школе, это был учитель французского языка Виктор Прокофьевич Хатеев, бывший директор гимназии №1. Возможно, та категория педагогов, которые работали вместе с ним, и сыграла роль в выборе моего вуза. А когда я пришла работать сюда, то эталоном для меня стала Галина Филлиповна Шедькова, учитель химии. Такие педагоги рождаются раз в сто лет.

 – Как вы считаете, почему так мало в педагогике мужчин и нужны ли они вообще сейчас?

– Мужчины-педагоги нужны. В первую очередь, по таким предметам, как физика, химия, труды. Мужчины-языковеды, как правило, не задерживаются в школе. А того, кто остается, чаще всего потом приглашают на должность директора. Почему их мало? Потому что это работа с детьми, а это психология. Важна и финансовая сторона, ведь мужчина все-таки кормилец.

– Говорят, что педагогам после пенсии в школе не место. Что об этом думаете вы?

– Даже если тебе семьдесят, но тебя воспринимают как учителя и хотят идти на урок, работай, сколько захочешь. Я считаю, что если ребенок просит остаться после уроков на дополнительное занятие, а ты не такая красавица, как была тридцать лет назад, ничего страшного в этом нет. На счет того, во сколько лет уходить из школы, это дело каждого. Но я считаю, пока ты востребован, нужно работать.

– Скажите, дома забываете о том, что вы педагог?

– Если с внуком, то нет. Он все-таки чувствует, что я учитель. Недавно, кстати, я даже увидела, как подписана в его телефоне: там были мои инициалы. А это что-то да значит.

В завершение беседы Рита Михайловна поздравила всех детей, их родителей и коллег с началом нового учебного года:

– Педагогам я желаю оптимизма, энергии, новых профессиональных побед и плодотворного труда. Детям – успешной учебы и упорства в достижении поставленных целей. А их родителям – мудрости, терпения и взаимопонимания!

Любовь БЕРДЫЧЕВЕЦ

Фото автора

 

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.