0
0
0

В конце 2019 года Солигорская станция скорой медицинской помощи отметит 60-летие. Создавалась она в нашем городе в далеком декабре 1959-го при медико-санитарной части Солигорского калийного комбината. Столько лет утекло, а служба с каждым годом не теряет своей актуальности, напротив, востребованность ее растет.

На фото: заместитель заведующего по медицинской части Солигорской станции скорой помощи Анатолий Трухан

На фото: заместитель заведующего по медицинской части Солигорской станции скорой помощи Анатолий Трухан

Есть на станции скорой помощи человек, который проработал здесь 30 с лишним лет – половину времени существования службы. Это заместитель заведующего Анатолий Трухан. Кто лучше его может рассказать, как из года в год изменялась работа бригад скорой помощи, какое влияние оказывали современные технологии и о том, что должно оставаться и остается неизменным?

– Наша станция скорой помощи обслуживает Солигорск и Солигорский район, население которых составляет более 134 тысяч человек, – рассказывает Анатолий Павлович. – Работает у нас 11 бригад, 2 из них – бригады интенсивной терапии (врач, два фельдшера и водитель в каждой). Они выезжают на самые тяжелые, особые вызовы: дорожно-транспортные происшествия, чрезвычайные ситуации, требующие экстренной медицинской помощи. Им нужно уметь действовать оперативно, быть более стойкими психологически. Машины этих бригад усилены оборудованием. В остальных бригадах трудятся по два фельдшера и водитель, уже без врача.

– Машинный парк станции скорой медицинской помощи составляет 15 единиц, – продолжает собеседник. – Пару лет назад у нас появилось 8 новых автомобилей. А совсем недавно, в конце прошлого года, станция получила полностью оснащенную, оборудованную всем перечнем необходимого машину скорой помощи для бригады интенсивной терапии. Условия работы создаются достойные.

Анатолий Трухан рассказывает, что в обращениях, с которыми звонят солигорчане, присутствуют сезонные особенности. Если летом у людей скачет давление, происходят перегревы, несчастные случаи на воде, то зимой поводы для обращений – это травмы, обморожения, переохлаждения, последствия простудных заболеваний и вирусных инфекций. В среднем в сутки вызовов бывает примерно около 130. Но в период эпидемий эта цифра может значительно увеличиться. А в какие-то периоды, наоборот, снизиться. Например, за 22 января в скорую помощь жители города и района позвонили 150 раз. Кстати говоря, в скорую можно позвонить не только за вызовом, но и за советом и консультацией. На двух линиях 103 работают опытные фельдшеры, которые не только посоветуют, но определят, не нужна ли вам более серьезная помощь. В случае необходимости пригласят для консультирования врача, а то и вышлют бригаду.

На фото: Татьяна Полещук и Инна Василькова принимают вызовы

На фото: Татьяна Полещук и Инна Василькова принимают вызовы

– За прошлый год было более 40 тысяч вызовов, – рассказывает Анатолий Трухан, – из них 1000 обращений за помощью в состоянии алкогольного опьянения. Нужно сказать, что многие не совсем понимают предназначение нашей службы. Иногда мы слышим такое: «Завезите меня на прием», «Довезите до дома, а то сама я не дойду». Хочется напомнить солигорчанам, что такие услуги скорая помощь не оказывает. Нашему городу не хватает какой-то социальной службы, чтобы можно было перевезти людей в гипсе, инвалидов. Чтобы осуществить такую транспортировку, не обязательно сопровождение медицинских работников. Я говорю не о тех случаях, когда больному показано это в соответствии с диагнозом по документам из медучреждений. Мы перевозим пациентов из одного учреждения в другое, в областные медучреждения, в психоневрологический диспансер, но для этого нужно соблюсти перечень необходимых условий.

Уже более 80 солигорчан пострадали от гололедных травм этой зимой. Подробнее...

 

Врач подчеркивает, как важно, что налажено сотрудничество между станцией медицинской скорой помощи, отделом внутренних дел и ГРОЧС. Взаимопомощь этих служб очень чувствуется.

– Какой привести пример? – рассуждает Анатолий Павлович. – Оказывали помощь, например, когда нужно было снести с 5-го этажа больного весом в 150 килограммов или когда машина скорой помощи застряла в районе Красной Слободы. Вообще часто выручают! Сейчас приходится совместно дежурить на массовых и спортивных (футбольных, хоккейных и других) мероприятиях. У нас прямая линия, сообщаем друг другу о происшествиях. А я еще помню время, когда каждая из этих служб была сама по себе.

Заведующий станцией скорой помощи рассуждает о том, как цивилизация и современные технологии помогают врачам оперативно реагировать, оказывая помощь. Он вспоминает, как за Старобином однажды попали в аварию молодые люди. Мобильной связи тогда не было, а телефоны – только в конторе, на ферме, у председателя сельсовета да у ветеранов. Парень в аварии погиб, а девушка с переломом позвоночника с полуночи до шести утра ждала, пока кто-то проедет мимо. И тому человеку еще нужно было отыскать телефон.

– А сейчас что-то случится – и звонят все. Мы уже отправили машину, а нам продолжает поступать шквал звонков от неравнодушных людей, – рассказывает собеседник. – Или можно предупредить приемный покой, какого больного везем, чтобы они приготовились. А ангиографический кабинет?! Раньше о таком даже не могли мечтать! А оборудование в машинах?! Возможность померить давление, сделать кардиограмму… Помню, раньше, чтобы ее сделать, нужно было кабель разматывать, от сети тянуть, заземлять. А медикаменты?! Тут тоже мы шагнули далеко вперед.

Первая бригада – на выезд!

первая бригада – на выезд!

Еще Анатолий Трухан отмечает, что вырос уровень подготовки молодых специалистов:

– Молодежь приходит более подготовленная, чем раньше. Может, самообразованию помогает Интернет? В этом году к нам пришло 7 человек: чувствуется, что сильная смена. Все же работники станции скорой помощи – люди особые: им нужно быть спокойными, уверенными, где-то и поработать над собой. Да, я могу сказать, что род деятельности накладывает на каждого свой отпечаток. Наша работа – с людьми, у которых горе, боль, травмы. Мы сталкиваемся со смертью. К этому невозможно привыкнуть, ведь каждый вызов – это своя история. Есть вечные ценности, которым мы учим своих работников теперь, чему учили и раньше: не воспринимать людей как объекты работы. Посоветуй, лояльно отнесись к родственникам, побеседуй, скажи: «Не волнуйтесь, все будет нормально!» Интересно, что меня работа за столько лет научила более тепло относиться к людям, особенно пожилым. Мне приятно, что в городе и районе можно встретить своих пациентов, которых уже знаешь, приятно, что мне есть о чем рассказать коллективу, передать молодежи свой опыт. Главное, что я понял, и повторяю это молодым, – надо любить людей и всем оказывать помощь.

 

Варвара ЧЕРКОВСКАЯ

Фото автора