Возвращаясь с охоты с Толей Ермаковичем, по пути нередко заезжаем в Гоцк к его сестре. Антонина Николаевна – женщина очень гостеприимная, никогда не отпустит из дома, не усадив за стол. Вот и сегодня пригласила на чай, и печенье в оригинальной вазочке выставила. Ваза из соломки – это очевидно, только в разные цвета раскрашенная. 

Антонина Николаевна

– Первый раз, – удивляюсь, – соломку такую разноцветную вижу.

– Нет, – еще больше интригует меня хозяйка, – это обыкновенная газета.

            – Газе-е-ета?!

            – Ну да. – И Антонина Николаевна показывает ворох трубочек, туго скрученных из газетных страниц. А потом ставит на стол и целый ряд изделий из бумажной «лозы». Больше всего меня поражают высокие напольные вазы для цветов. Одна из них – в пестрых тонах – выполнена в старинном восточном стиле, другая – оригинальной современной формы. Цветом она в натуральную соломку, а по ней продольные полосы красноватого цвета, будто по соломке этой прошлись легким огнем. Кроме ваз на столе появляются шкатулки, конфетницы, тарелочки, корзинки, сундучки…

            Бог ты мой! Настоящие чудеса! И все это обыкновенная газета.

            Я верчу в руках легкие и довольно прочные поделки и не нахожу ни одного, как говорится, «узелка». На самом-то деле, где ж они деваются, кончики этих трубочек, ведь их многие сотни? Плетельщица объясняет, что трубочки во время работы соединятся одна с другой до бесконечности, до тех пор, пока не будет готова поделка.

– Но ведь это ж так сложно! Сколько труда, сколько терпения надо вложить в каждую такую поделку!

            – Если усвоить азы плетения из газетных трубочек, – говорит Антонина Николаевна, – «заболеть» этим увлечением, то вскоре убеждаешься, что ничего тут сверхъестественного не требуется, хотя терпение, конечно, необходимо.

2005 01 09 08.58.06

            Газеты, ножницы, линейка, вязальная спица, клей да акриловые краски – вот все инструменты и материалы, необходимые для этого ремесла. И Антонина Николаевна демонстрирует свое мастерство. Нарезав бумажных полосок шириной по семь сантиметров, каждую из них она ловко накручивает на спицу по диагонали, начиная с уголка, и с одной стороны закрепляет клеем ПВА. Из одного края трубочка должна быть немножко шире, это для того, чтобы, вставляя их одна в одну, получать непрерывную бумажную «лозинку». Можно их сразу и окрасить в нужные цвета, объясняет рукодельница, но неправильно подобранный лак может сделать материал жестким и ломким.

            Трубочки Антонина Николаевна сплющивает, это можно сделать при помощи утюга или обычной скалки. В таком случае они становятся более эластичными и податливыми. Вот она скрестила семь трубочек и склеила их в виде солнышка. Симметрично расправила газетные «лучики», которые должны будут служить основными палочками, или, скажем так,  продольными ребрышками будущей вазы, стойками. Вот плетельщица взяла одну трубочку и стала оплетать стойки от центра по кругу, чередуя положение палочек, то над рабочей палочкой, то под ней. Кончается палочка, и в нее тут же вставляется другая, а основные лучики между тем поднимаются вверх и вверх.

            – Точно так, – рассказывает Николаевна, – плели мы в детстве шапки или корзинки из болотного хвоща – ситника.

            Полоска за полоской, полоска за полоской растет будущая вазочка. Вот и запланированная высота. Плетельщица обрезает края трубочек с небольшим запасом, загибает кончики внутрь и проклеивает. Вот, в принципе, вазочка и готова. Остается покрасить изделие акриловой краской в согласии с вашей фантазией. На основание желательно нанести три слоя краски. Это, разумеется, для прочности.

            Но самым приятным моментом Антонина Николаевна считает ту минуту, когда она дарит свое изделие кому-то из родственников, знакомых – а ее поделок у односельчан находится немало.

            Назавтра, когда мы ехали с охоты, высохла краска и на начатой при нас вазочке, и Антонина Николаевна любезно передала ее автору этих строк. Во дворе приветливого дома Ермаковичей лежал снег, из-под него, словно маленькие теремки, пестрели старые, пришедшие в негодность чугуны и чугунки. Они тоже были разрисованы разноцветными квадратиками, колечками, треугольниками. Несомненно, дело рук Антонины Николаевны!..

 

Федор ГУРИНОВИЧ

Фото автора.