Александр Коробко Учитель истории средней школы № 4 города Солигорска Александр Коробко рассказал о том, что с детства предпочитал фантастике реальные факты, посетовал на клиповое мышление молодежи и открыл секрет, что может обрадовать любого учителя.

Этого учителя истории даже пожилые люди во дворе дома, где он живет, называют уважительно, по отчеству – Францевич. Солигорск слухами полнится, и многие знают, что он не только успешно учительствует, но и сам бесконечно учится, сейчас, например, в магистратуре БГУ. А еще, что некоторые ученики Францевича становились призерами республиканских олимпиад или с легкостью набирали по 100 баллов на централизованном тестировании, поступали в престижные вузы.

А вот сам Александр Коробко, будучи школьником, на олимпиады по истории не попадал. Догадайтесь, почему? Их по этому предмету просто тогда не было! Зато отличался на олимпиадах по физике и биологии.

- Любил я и гуманитарные предметы: литературу, языки, преуспевал в немецком, - рассказывает Францевич. -Учился во второй школе Солигорска, она была на хорошем счету, с большим процентом поступления. А тогда же не было платного обучения. Уже с 5 класса я выбрал себе будущую профессию, понял, что свяжу жизнь с историей. В первую очередь, конечно же, это случилось благодаря моим учителям Ольге Демьяновне Саврей и Павлу Александровичу Зеневичу. Я им очень благодарен!

Учитель истории признается, что много читал в детстве, началось все с французской литературы. Любимым был «Собор Парижской Богоматери» Гюго, а также произведения Бальзака, Мопассана, Саган. А еще Александр никогда не понимал любителей фантастики, а зачитывался исторической литературой. То есть тогда уже были какие-то предпосылки к выбору профессии. Да и сейчас, хотя в душе Францевич считает себя романтиком, все прекрасно видят, что в действиях он предпочитает факты и конкретику.

- Но не все историки такие, как я, все мы разные, - рассуждает учитель. – Почему пошел на исторический? Отношение к истории в те годы было особенным, преподавать историю было престижно даже с социальной точки зрения. Я не жалею, что сделал такой выбор, как показало время, это мое.

После истфака БГУ Александр Коробко работал в Клецкой школе, затем почти два года в школе 12 Солигорска, а с 1995 года пришел в среднюю школу №4, тут и остался на 32 года.

- История – наука тенденциозная, а что делаете, если вдруг у ученика точка зрения отличается от Вашей?

- Давайте порассуждаем, что такое история. Это факты и события, которые имели место в прошлом, далее – знания об этих событиях, и, наконец, наша оценка, интерпретация этих событий. Если ученик аргументирует свою точку зрения – я приму ее.

Ни один человек не может сказать, что знает историю достаточно, - размышляет учитель. - Даже если занимаешься ею всю жизнь, знать полностью ее невозможно, например, я постоянно работаю, изучаю много литературы, источников, но я не рискнул бы утверждать, что знаю все. Поэтому аргументированная альтернативная точка зрения весьма ценна. Да что говорить, вон и учебники по истории за время моей работы постоянно пытаются совершенствовать, ни по одному предмету они так не меняются, как по истории, одному из сложнейших предметов.

- А изменились ли за время вашей работы школьники и учителя?

- Если раньше источником знаний для учеников была школа, то сейчас для многих - Интернет. А надо помнить, что оттуда можно взять информацию, но не знания, что там много ошибок, в том числе и исторических. Изменилась ментальность ребят, они уже не настолько склонны к анализу, у многих клиповое мышление, нет системных знаний. Это очень заметно на моих уроках, которых, к сожалению, в школьной программе тоже стало намного меньше. Некоторые важные темы учителям истории приходится давать концентрированно. Но нельзя огульно говорить обо всех ребятах. Есть и мыслящие, и ответственные.

Что касается учителей, то даже молодежь, которая приходит на работу в школу, год от года изменяется, ко всему молодые учителя относятся проще, отрабатывают два года – и уходят в другие профессии. Их можно понять, ведь работа учителя – энергозатратна, а оплата за труд невелика.

- Но и тут ведь есть другие?

- Знаете, я всегда считал, что учитель – самая благородная профессия, ведь она предполагает отдачу, бескорыстие. Те, кто действительно надолго остается в школе, очень преданны ей, очень любят свою профессию. И, несмотря на экономическую составляющую, у учителей есть результаты – победы их учеников - самая большая моральная награда за учительский труд! Да, ничто так не радует настоящего учителя, как такие моменты - когда его ученик поступает, или побеждает на олимпиаде, или высший балл набрал на ЦТ.

Знаете, школа всегда держалась, держится и будет держаться именно на учителях-энтузиастах. Хочется таких верных своей профессии людей и поздравить с профессиональным праздником.

Коллеги, терпения вам, здоровья, благодарных учеников!

Маргарита ВЕТРОВА

На фото: учитель истории Александр Коробко

Фото автора