0
0
0

Примерно 1 из 59 детей имеет расстройство аутистического спектра. Причем РАС распространено во всех расовых, этнических и социально-экономических группах. В основном аутизмом страдают мальчишки. Исследования также показывают, что диагноз «аутизм» в возрасте 2 лет не может быть валидным (точным). В среднем дети с выявленным РАС диагностируются только после 4 лет. Это же касается и других нарушений нейроразвития. А вот синдром Аспергера диагностируется после 6 лет.

Накануне Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма мы пообщались с психологом детской поликлиники УЗ «Солигоркая ЦРБ» Татьяной Чернего.

– Аутизм – это специфическое расстройство развития ребенка, которое включает несколько компонентов. Первое – расстройство социального поведения, то есть когда ребенок не может адаптироваться к среде, в которой находится. Вторым является нарушение речевого развития, когда ребенок не пользуется речевой позицией. Доказано, что 70% детей с аутизмом отстают в освоении моторных навыков, планировании и координации движений, – говорит Татьяна Александровна.

Распознать аутизм на первых стадиях часто представляется невозможным, ведь вначале он имеет смазанную картину, только со временем расстройство более выразительно проявляется. Что может послужить звоночком к серьезным действиям родителей? Например, ребенок перестал реагировать на собственное имя. Так, до года он развивался, как и все, в его словаре были обращенные слова, а где-то от года-полутора он то говорит слово, то забывает его, не проявляет обратную реакцию, не отзывается на собственное имя, не реагирует на замечания.

– Также аутизм проявляется в физиологических навыках. Например, ребенок отказывается самостоятельно есть или не хочет употреблять определенные продукты. Это, скорее сосимптом, ведь нельзя рассматривать аутизм по одному признаку, – отмечает психолог. – Поскольку расстройство от года к году имеет свои очертания, его не устанавливают до трех лет. Таким образом, дают ребенку шанс сформироваться, хоть и чуть позже. Некоторые же родители, заметив изменения в поведении ребенка с двух лет, начинают искать специалистов по коррекционным занятиям в поведенческом анализе, который, собственно, на всех детях хорошо работает. И чем раньше начать заниматься с ребенком, тем благоприятнее будут развиваться социальные умения и навыки. Его форма в последующем, скорее всего, будет стертой, распознать которую сможет лишь специалист. В школах Солигорска есть такие детки: они в свое время не были выключены из социума и сейчас достаточно адаптивные.

А излечим ли аутизм? Психолог уверила, что само аутистическое поведение нельзя искоренить, но коммуникативные симптомы лечатся. Для этого и ведется коррекционная работа с психологами и педагогами. К примеру, если до 6 лет у ребенка не сформировался речевой аппарат, значит, у него нарушены нейронные связи, и проблема не в речевом аппарате, а в том, что ребенок не может сделать связи между речью и мозговой активностью.

– У людей с аутизмом грубо нарушена сенсорная система – обоняние, вкус, тактильные ощущения, зрение и слух. Нередко можно наблюдать картину, как ребенок активирует себя при помощи стереотипных движений: когда много информации слышит – закрывает уши, исследует окружение при помощи обоняния, прикосновений и т. д. У людей с аутизмом часто бывают аффективные вспышки, когда они не знают, как себя вести и действуют интуитивно, – рассказывает Татьяна Чернего. – Аутизм – острая и актуальная проблема, которая нарастает, приобретая глобальный масштаб. Но Министерство образования Республики Беларусь прописывает формы поддержки семей, где воспитывается ребенок с аутизмом. Так, уже разработаны методические рекомендации, в которых прописано, что, если у ребенка стоит диагноз аутизм, он имеет право на сопровождающее лицо в дошкольном учреждении – тьютора. Этой помощью уже пользуются особенные детки в некоторых детских садах.

А каково родителям, которые узнали, что за диагноз поставили их ребенку? Для них это, безусловно, травма. И каждый реагирует по-своему. Можно сказать, что аутизм – это потеря надежды родителя на успешность и перспективность своего чада, осознание того, что ребенок никогда не станет здоровым. И этот момент очень важен, от него зависит дальнейшее поведение. Кто-то понимает всю сложность ситуации и следует потребностям ребенка, некоторые же долгий период времени находятся в хаотичном поиске выхода из ситуации.

Так вот, для того чтобы не впасть в депрессию, а продолжить жизнь и воспитание ребенка с аутизмом, была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Она реализует несколько проектов, одним из которых является «СпортИнклюзия с Клубом плавания Александры Герасимени». Инклюзивное обучение плаванию – это ключик к ребенку с особенностями в развитии. В инклюзивных методах обучения через игру идет принятие разнообразия, и при этом внутри группы каждый ребенок имеет свою ценность. Увеличивается сфера социального взаимодействия, поскольку детям с аутизмом общаться с другими детьми особенно важно. И заодно происходит обучение плаванию.

– Границы аутизма становятся управляемыми. Однако есть периоды обострения в состоянии ребенка, например, из-за метеочувствительности и недосыпов в весенне-осенний период. Над ними нам не совладать. В эти периоды людям с аутизмом очень тяжело, – говорит специалист.

Чем мы можем помочь семьям, в которых есть человек с аутизмом? Самое главное – это спокойно реагировать на них, показывать своим поведением, что мы хотим, чтобы им было комфортно в нашем обществе. Нужно относиться к людям с аутизмом толерантно и без социального преследования.

– Родителям посоветую не закрываться, а научиться жить в новом статусе. Когда вы говорите о проблеме, вы ее принимаете. А когда принимаете, можете увидеть способы решения проблемы, – рекомендует Татьяна Александровна.

Если вы заметили какие-либо изменения в поведении своего ребенка, обратиться за консультацией можно к участковому педиатру или психиатру детской поликлиники г. Солигорска. Помните, что диагноз может быть установлен только врачом-психиатром.

 

Дарья ЗАНЬКО