0
0
0

Чудеснее подарка к юбилею учреждения образования и не придумаешь: у средней школы №5 теперь будет свой бренд. И это такое новшество, которое уж точно в духе времени. Остальным учебным заведениям (без обид!) придется подтягиваться. А подарок коллектив школы (вернее даже - его креативная команда) заработал себе сам, став победителем конкурса: «Хочу учиться в STEM-классе!» Наверняка, наши читатели не совсем знают, в чем особенность таких классов. Между тем за рубежом они популярны и это продиктовано запросами времени.

В пятой школе Солигорска появится STEM-центр

Цель таких центров - дать школьникам возможность приобретать знания и осваивать навыки, необходимые для жизни в технологическом обществе. Каждая буква в аббревиатуре STEM означает название какой-то из областей: наука, технологии, инженерия и математика. Эта четверка – основа для программ обучения.

- Конкурс проводила ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего», - рассказывает заместитель директора по учебной работе и учитель русского языка и литературы средней школы №5 города Солигорска Елена Волкова. – Участие в конкурсе мы приняли с практической целью: ведь было изначально известно, что десять победителей получат оборудование на безвозмездной основе. Причем, по условиям конкурса школа-победитель выбирает технику на сумму до 20 тысяч рублей, исходя из своих запросов. Что можно выбрать? Обычно это ноутбуки, 3Д-принтер, наборы для образовательной робототехники, большой экран, проектор или интерактивная доска. И еще очень важная деталь - педагоги школы, победившей в конкурсе, смогут получить бесплатное обучение, встраиваясь в процесс нового образования. Мы так рады, что среди десятка белорусских школ оказались победителями. И в год 50-летнего юбилея школы у нас будет открыт STEM-центр.

В пятой школе Солигорска появится STEM-центр

- Как вы отважились рискнуть и заявиться на конкурс? – интересуемся мы.

- В нашей школе, - отвечает учитель, - давно знают про ассоциацию «Образование для будущего», например, про IT-каникулы, где принимали участие и наши ученики. Акции и конкурсы ассоциации также поддерживает Министерство образования. То есть про республиканский конкурс «Хочу учиться в STEM-классе!» мы узнали из официального письма. Но чтобы принять участие, нужна была творческая группа, чья-то инициатива, что-то, что можно предъявить в качестве основы. Я проявила инициативу, посоветовалась с директором, затем нашлась и группа поддержки.

Елена Волкова рассказывает, что еще задолго до конкурса педагоги начальных классов побывали на семинарах в Парке высоких технологий и получили определенные знания по курсу «Конструктор Лего для дошкольников», где малышам прививаются навыки логического и алгоритмического мышления. Также педагоги школы обучают ребят младших классов навыкам визуального программирования. Дети за компьютерами, по сути, пишут программы или игры из цветных блоков, задавая определенные команды. Такие факультативы в школе проводятся в форме игры. Есть в школе и факультативные занятия по созданию игр (две группы для пятиклассников и для шестиклассников). Любой учитель, независимо от специализации, может пройти эти несложные бесплатные scratch-курсы и заниматься с ребятами. Автор методик программирования для школьников – Мичел Резник, кстати говоря, лично встречался с белорусскими педагогами.

А еще в прошлом году, как поведала Елена Волкова, школьницы из 10 класса - девочки-блогеры – приняли участие в международном конкурсе по мультимедийной журналистике программы «JuniorSkills» - основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве. Задание для юных журналистов было серьезное – обработать фото, смонтировать видео, взять интервью, написать текст. И, оформив определенным образом, залить в соцсети и дождаться отклика. После успешного участия в конкурсе в школе появилось объединение по интересам, которое растит конкурентов представителям масс-медиа. За полгода работы с текстами, проведения опросов, изучения современных веб-серверов семиклашки даже некоторым взрослым могут объяснить, что такое лонгрид и в чем его особенности.

В пятой школе Солигорска появится STEM-центр

Итак, в школе занимаются основами робототехники, программируют scratch-сценарии, используют в школьной журналистике мультимедийные компоненты. То есть, понятно, что база есть.

- Судя по всему, и команда педагогов, готовых развивать детей в STEM-направлении, в школе нашлась?

- Еще на первом этапе конкурса, - сообщает педагог, - когда мы готовили ролик «Зачем нам нужен STEM?», сценарий писал учитель английского языка Юрий Базыкин. Учителя, которые ведут занятия по scratch – это учительница начальных классов Людмила Карелина и наш информатик - Лариса Брановец. Зажглись идеей учительница физики Ангелина Свирская, которая на своих уроках активно применяет методы исследования, и наши опытные учителя математики. Но мы не могли не обойтись и без того, чтобы не включить в наш проект и гуманитарную составляющую: потому в команде оказались и филологи.

Елена Волкова рассказывает, что сложно людям непосвященным понять, что такое STEM-занятие. Некоторые посчитали, что это урок, на котором используются межпредметные связи. Но это не совсем так. STEM отталкивается от какого-то явления, рассматривается изнутри.

- К примеру, возьмем такое понятие, как ледник, - поясняет собеседница. - Рассматриваем географический аспект, физический, нарисуем его, напишем рассказ – включаем арт-компонент. STEM-занятие – это когда мы начнем считать, проводить исследование, использовать математику, инженерный подход. Желательно сделать привязку к нашей местности.

- Мы думали, - продолжает Елена Волкова, - какую представить работу. И решили взять насущную – чем накрыть крышу, чтобы лучше ее сохранить. То был настоящий инженерный проект! Мы назвали его «Крыша и деньги», и очень постарались, чтобы наш проект запомнили, чтобы он обратил на себя внимание и визуально.

В результате из 70 учреждений образования, которые вышли во второй тур, выбрали 10 достойных: и наша школа оказалась в победителях конкурса. Из Солигорска еще участвовали команды средней школы № 10 и гимназии № 3. Они прошли во второй тур, но, на мой взгляд, это учреждения образования, где появятся следующие за нашим STEM-центры.

В пятой школе Солигорска появится STEM-центр

- В школе уже решили, где разместится ваш STEM-класс?

- По плану он будет организован на 1 этаже, рядом с библиотекой и мастерской для мальчиков. Это соседство не случайно. Библиотека станет местом для проведения мероприятий, а мастерская пригодится для прикладной работы. По нашему мнению, класс будет загружен. Занятия по робототехнике для малышей, по визуальному программированию, по мультимедийной журналистике переместятся сюда. Сейчас мы думаем над тем, какой произвести ремонт, какой мебелью наполнить. Мы собираемся приглашать в класс для занятий и детей из других школ. Надеемся, что нам помогут спонсоры, наши бывшие ученики.

- А нельзя ли современным школьникам обойтись без STEM-классов?

- Ну что Вы, это требование времени. Посмотрите, как в последние годы снижаются результаты ЦТ по физике и математике. Уровень знаний по этим предметам все ниже, цифры есть в открытом доступе. Да и мир постоянно меняется, и чтобы в нем эффективно функционировать, нужно проектировать свое будущее. Современная концепция образования – вручать детям не только знания, но и навыки их получения. Чтобы потом эти люди могли постоянно учиться и переучиваться. Потому такие классы – это подготовка детей к будущему.

 

Варвара Черковская

Фото автора и Юрия Базыкина

 

АКЦИЯ !!!