Мобильные аппараты сотовой связи, мини-компьютеры, планшеты и т.д. уже давно вошли в нашу жизнь, как неотъемлемая ее составляющая. Они позволяют совершать широкий спектр возможных платежных операций, переводов, пополнение счета, осуществление покупок в сети Интернет и многое другое. Все эти возможности - созданы для удобства пользователя, но в то же время они делают сотовою связь удобной для мошенников.  

Одним из распространенных в последнее время видов преступлений в общей картине, совершаемых не только в Солигорском районе, но и в других регионах Республики Беларусь, является мошенничество с использованием высоких технологий, а именно мобильных устройств.

Жертвами мобильных мошенников становились и солигорчане, доверчиво откликаясь на помощь. О том, какую схему использовали злоумышленниками и как не стать их жертвами корреспонденту «Лидер-пресс» рассказал следователь Солигорского РОСК Анатолий Сакович.

В 2016 году в Солигорском районе совершено 35 преступлений связанных с незаконным завладением имущества граждан, т.е. завладение имуществом путем обмана (мошенничество), из них 33 преступления следователями раскрыто. А за первые в 4 месяца этого года на территории района, совершено уже 9 преступлений квалифицируемых, как мошенничество, три из которых раскрыто, что в процентном соотношении составляет 40,7%.

Часть из данной категории преступлений находящихся в Солигорском РОСК, совершена путем обмана граждан с использованием мобильных устройств.

Вот, например, в январе 2017 года гражданке П. на мобильный телефон пришло sms сообщение содержащее просьбу ее дочери положить на обозначенный в сообщении номер деньги в сумме 20 рублей, так как у нее закончились деньги, и она не может ее перезвонить. Аналогичные сообщения пришли и другим родственникам женщины. Все из указанных граждан перечислили просимую сумму денег на указанный абонентский номер, при этом никто из них не попробовал перезвонить самому просителю на его номер, чтобы узнать в чем дело. В настоящее время нами возбуждено уголовное дело и проводится расследование, но пока лицо, подлежащее ответственности не установлено.

Еще в апреле на абонентский номер гражданина К. пришло сообщение о том, что он выиграл ценный приз в лотерее, содержащее просьбу перезвонить на указанный в сообщении номер для уточнения условий получения приза. После звонка баланс абонентского номера гражданина К., опустел. И по этому происшествию также возбуждено уголовное дело.

Совсем недавно, в мае, на абонентский номер гражданки Л. поступило sms сообщение, что ей на счет переведено 100 рублей. Через день ей позвонил незнакомый человек, который попросил посредством мобильного интернета перевести обратно на его номер денежные средства, так как он ошибся номером. Гражданка Л. пообещала осуществить перевод, но только после того, как уточнит информацию о подтверждении перевода у оператора сотовой связи. После данных слов злоумышленник повесил трубку. В настоящее время лицо звонившее гражданке Л. установлено и по данному делу проводится следствие.

Причинами и условия совершения всех этих преступлений являются излишняя доверчивость граждан, незнание, как правильно реагировать в случае указанных ситуаций, растерянность, интерес, а также как бы это печально не звучало, развитие злоумышленников в сфере компьютерных технологий.

Для того чтобы не попасть к мошенникам, расскажем, в каких случаях вам стоит быть особо бдительными:

  1. «Розыгрыш призов» - на мобильный аппарат абонента поступает звонок от неизвестного лица, который представляется представителем какой-либо известной компании или бренда и просит гражданина осуществить ответный звонок на указанный им номер, якобы для того что бы абонентский номер гражданина попал в базу данных компании. Как только гражданин осуществляет такой звонок, денежные средства с его мобильного баланса «улетучиваются».
  2. «Перезвони мне» - когда на телефон гражданина приходит sms сообщение, в котором, к примеру, может быть указано, что у лица имеется задолженность по кредиту, который гражданин не брал. Гражданин думая, что это ошибка благополучно забывает о данном sms сообщении либо удаляет его, однако через пару дней ему поступает звонок с автоответчика который напоминает о необходимости погашения кредита и для получения более подробной информации предлагается перезвонить. В случае осуществления звонка деньги с баланса телефона подвержены риску списания.
  3. «Платные услуги» - когда на мобильное устройства поступает sms сообщение с информацией о том, что банковская карта лица взломана и отделом безопасности банка она заблокирована, а для ее разблокирования необходимо связаться с оператором банка. В данном случае лучше перезвонить в сам банк, эмитировавший банковскую карту, либо посредством сети интернет проверить платежеспособность своей карты.
  4. «Мобильный перевод» - когда на абонентский номер приходит sms сообщение «Мама, у меня проблемы, перезвони на следующий номер … или положи на него 20 рублей». Похожей ситуацией может быть sms сообщение о пополнении вашего мобильного баланса, к примеру, на 100 рублей, после чего на номер лица перезванивает мошенник и говорит, что ошибся номером и просит вернуть деньги. На самом деле никакого перевода нет. В таком случае посоветуйте человеку обратиться в сервисный центр оператора мобильной связи.

Принимая простейшие меры безопасности, в случае поступления sms сообщений подозрительного содержания, можно избежать возможности оказаться жертвой мобильного мошенника.

Отдел новостей «Лидер-Пресс» 

Для добавления комментариев на форуме необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.