Начало весны некоторые белорусские пенсионеры встретили с изрядно похудевшими кошельками. И дело совсем не в том, что перед стартом дачного сезона деньги были потрачены на семена, саженцы или садовый инвентарь. Кругленькие суммы пожилым гражданам пришлось выложить за спасение от мнимой уголовной ответственности своих родственников, якобы совершивших ДТП, в котором пострадали люди...

Как рассказал заместитель начальника второго управления ГУУР КМ МВД Андрей Микулич, средства у доверчивых стариков решил выманивать не мошенник-одиночка, а целая группа злоумышленников. Во всех случаях применялась старая незамысловатая схема. Один из аферистов, находясь за рубежом и пользуясь выложенными в открытом доступе белорусскими справочниками, методично обзванивал городские телефонные номера до тех пор, пока, наконец, не попадал на человека преклонного возраста. Затем преступник разыгрывал целый спектакль: он сильно изменял голос и представлялся пенсионеру родственником – сыном или внуком.

«Ты что же, не узнаешь меня?! Так у меня лицо разбито, пришлось губу зашивать. Я же в аварию попал – сбил человека… Но ты, главное, не переживай, можно договорится! Срочно бери ручку и пиши номер. Мудреный, правда, но это бесплатная горячая линия», – вот об такие железные аргументы разбивались последние сомнения непомнящих себя от отчаяния стариков. Не раздумывая, они набирали продиктованный номер – кстати, тот же самый, с которого им звонил фальшивый родственник. На другом конце провода слышался уже строгий мужской голос – из попавшего в передрягу «сыночка» или «внучка» злоумышленник лихо перевоплощался в сотрудника милиции. Он подтверждал: близкий человек в беде – совершил наезд на девушку. Счастье, что та хоть жива осталась!

Внезапно «правоохранитель» смягчался: «Хорошие вы люди, жалко мне вас… В принципе, решить все можно полюбовно. Вы же понимаете – семье пострадавшей теперь очень деньги нужны. Бедняжке еще долго по больницам придется лежать, а в наше время все это недешево», – увещевал сердобольный лже-милиционер. Он предлагал передать средства для родственников сбитой девушки через надежного человека. Главное, чтобы никто посторонний ничего не узнал.

Андрей Владимирович отметил, что примерно из 15-20 потенциальных жертв на удочку мошенников попадалась одна. Пенсионеров в состоянии шока и нервного напряжения не смущало, что номер, на который приходилось перезванивать фальшивому стражу порядка, очень сложный. Наверняка человек помоложе сразу разобрался бы, что вызываемый абонент зарегистрирован за пределами страны.

Не настораживало и то обстоятельство, что так называемый курьер, готовый забрать деньги, необходимые для спасения «кровиночки», появлялся на пороге квартиры буквально через пять минут после беседы с «правоохранителем». Он дежурил под окнами пенсионеров на протяжении всего того времени, когда его напарник «обрабатывал» доверчивых пожилых граждан по телефону. Роль курьера в разный период поочередно исполняли несколько человек, специально для этого приезжавших в Минск из-за рубежа.

Всего от действий мошенников пострадало больше десяти человек. Cумма ущерба составила около 20 тыс. долларов. Еще 60 тыс. долларов аферисты пытались завладеть.

6 апреля сотрудники столичного уголовного розыска совместно с ГУУР КМ МВД задержали очередного «курьера» с поличным после получения им 3 тыс. долларов и 4 тыс. евро. В отношении других возможных участников криминального коллектива проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Правоохранители полагают, что пострадавших от их действий может быть больше. Ранее об этих и других случаях мошенничества информировала пресс-служба ГУВД Мингорисполкома.

Чтобы не стать жертвой обмана, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций.

Во-первых, всегда перепроверяйте информацию, которую сообщают по телефону неизвестные. Чтобы убедится, что с близкими людьми все в порядке и им не нужна никакая помощь, в том числе и финансовая, достаточно связаться с ними и спросить об этом лично. Если звонящий представляется родственником, но в правдивости этого заявления возникают какие-то сомнения, стоит задать несколько наводящих контрольных вопросов, ответы на которые могут знать лишь самые близкие члены семьи.

Во-вторых, при возникновении подобной ситуации следует незамедлительно уведомлять об этом милицию. Таким образом можно помочь правоохранителям раскрыть совершенные ранее мошенничества и не допустить новых преступлений.

В-третьих, нужно постоянно поддерживать контакт с семьей: рассказывать родственникам о существующих способах обмана, убеждать не доверять незнакомым людям, призывать их к бдительности.

Елизавета БЕЦКО, УИОС МВД

Для добавления комментариев на форуме необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.