telegram lider-press

Фото: pbs_twimg.com
Фото: pbs_twimg.com

О коррупции и взяточничестве корреспондент «Л-П» поговорила с начальником Солигорского межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску Сергеем Довнаром.

– Сергей Владимирович, расскажите, что же такое коррупция?

– Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду.

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не исключение и Беларусь. Руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности и поддержанию стабильности и согласия в стране. Ведь она подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию мздоимства, дискредитирует рыночные механизмы конкуренции в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

Широко распространенными формами проявления коррупции сегодня являются взяточничество (или подкуп), злоупотребление служебным положением или влиянием, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.

Коррупция оказывает исключительно негативное влияние на современное общество, тормозит социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в нем.

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

– Кто в нашем городе борется с коррупцией?

– Для начала нужно сказать, что в Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и иных организацией. Так, с коррупцией борются органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Соответственно, в Солигорске эту работу проводят территориальные подразделения названных государственных органов.

При этом государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь, которая при реализации своих полномочий, координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.

Кроме того в борьбе с коррупцией участвуют размещенные на территории Солигорска подразделения Следственного комитета, Комитета госконтроля, Государственного таможенного комитета, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, а также других госорганов и иных организаций в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

Здесь нужно отметить, что деятельность Солигорского межрайонного отдела Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси носит межрайонный характер. Кроме г. Солигорска и его района в сферу наших оперативных интересов входят Любанский, Клецкий, Копыльский, Слуцкий и Стародорожский районы, что значительно расширяет возможности органов финансовых расследований в борьбе с коррупцией.

– Какие задачи стоят перед органами финансовых расследований Комитета госконтроля?

– Органы финансовых расследований КГК являются государственными правоохранительными органами и решают задачи, связанные с защитой интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере; защитой прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и организаций в экономической сфере; профилактикой, выявлением и пресечением преступлений и административных правонарушений в экономической сфере.

Кроме того мы осуществляем дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, а также преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности.

К числу последних, наиболее часто встречающихся на территории республики, можно отнести такие преступления, как предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) (статья 233 УК); легализация (отмывание) средств, полученных преступным путем (статья 235 УК); препятствование возмещения убытков кредитору (статья 241 УК); уклонение от уплаты кредиторской задолженности (статья 242); уклонение от уплаты налогов, сборов (статья 243 УК).

Особое внимание с нашей стороны уделяется контролю за расходованием бюджетных денежных средств, а также собственных средств предприятий с государственной долей собственности.

Уходя в плоскость борьбы с коррупцией, оперативный интерес для органов финансовых расследований представляют государственные должностные лица и лица, приравненные к ним.

Как правило, наиболее часто Департаментом финансовых расследований документируются такие коррупционные преступления, как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК); злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК); превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК); получение взятки (статья 430 УК).

– Расскажите о каком-либо случае из практики, связанном с раскрытием коррупционных преступлений.

– Учитывая специфику документирования преступлений в сфере экономики, выявление и раскрытие таких преступлений может занимать не один месяц. И тем не менее в ходе проводимой скрупулезной работы оперативникам, как правило, удается собрать воедино все части хитроумных преступных схем и доказать виновность преступников. Тем самым реализуется один из принципов уголовной ответственности – ее неотвратимость.

В текущие дела посвятить не могу, но поделюсь уже реализованными материалами. При проведении мероприятий, связанных с проверкой законности расходования бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию объектов на территории Слуцкого района, нашими оперативниками, совместно с работниками Солигорского межрайоного Комитета государственного контроля, были выявлены масштабные хищения денежных средств у коммунального строительного унитарного предприятия (КСУП). Реализовали схему по выкачиванию денег муж и жена, являвшиеся соответственно директорами КСУП и частной строительной компании в г. Слуцке.

Семейный подряд действовал с ноября 2012 по сентябрь 2016 года, однако конечная точка в этом деле была поставлена лишь в 2019 году. Разработанная супругами схема хищения заключалась в следующем: жена (директор коммерческой организации) заключала договоры подряда на объектах строительства, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств. Фактически же работы по данным договорам, по указанию ее мужа, осуществлялись подчиненными ему работниками КСУП. Поскольку он имел определенное влияние и обширные связи среди заказчиков работ, то,

как правило, проблем с подписанием актов выполненных работ у его супруги не возникало. Денежные средства, поступающие на расчетные счета коммерческой организации, муж и жена использовали в личных целях (а это более 80 тыс. рублей).

По фактам хищений Солигорским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь в отношении супругов возбуждено 12 уголовных дел по частям 2, 3, 4 статьи 210 Уголовного кодекса («Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями»). Преступники возместили ущерб в полном объеме.

Еще один случай совершения аналогичного преступления был выявлен нашим отделом уже в текущем году. Примечательно оно не столько суммой похищенного, сколько количеством участников.

Так, заведующей производством одного из предприятий общественного питания г. Слуцка была разработана схема хищения продуктов питания, в которой принимали участие лица, занимавшие различные должности как на самом предприятии, так и не имевшие к нему никакого отношения. Их роли и обязанности были строго распределены. Кто-то занимался созданием излишков продуктов, кто-то их списанием и формированием долей для каждого из участников группы. А учитывая факт расположения предприятия общественного питания на закрытой для посещения территории, отдельные участники преступного сообщества занимались вывозом похищенных продуктов под видом отходов. Созданная схема позволяла успешно воровать на протяжении довольно длительного периода времени.

Тем не менее, в результате проведенных мероприятий, оперативникам финансовой милиции удалось пресечь очередной факт хищения продуктов питания на сумму 2 000 руб., задержав преступников с поличным. В дальнейшем нам удалось дойти до каждого из 13 участников преступной группы.

По данному факту Слуцким районным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 210 Уголовного кодекса. Фигуранты дают признательные показания и готовы возместить причиненный ущерб в полном объеме.

– А если принести шоколадку врачу – это взятка?

– Все зависит от ситуации. Работникам организаций здравоохранения закон не запрещает дарить подарки, символизирующие благодарность дарителя. Но только при соблюдении двух условий: это должны быть обычные презенты (цветы, конфеты, сувениры), а общая стоимость их не превышает пятикратного размера базовой величины.

К примеру, врач провел успешную операцию, поставил человека на ноги, а пациент принес ему коробочку конфет: «Большое вам спасибо за то, что подарили мне здоровье». В этом случае подарок сделан с соблюдением требований законодательства.

А вот другая ситуация, связанная с абсолютно здоровым человеком: «Доктор, возьмите шоколадку, но я бы хотел получить больничный лист на пару дней, чтобы отдохнуть от работы». И доктор такой больничный незаконно выдает. В данном случае шоколад будет рассматриваться как предмет взятки, а врача привлекут к уголовной ответственности. Неважно, что стоит плитка пару рублей, ведь в статье 430 УК размер взятки не оговаривается.

Нужно четко разграничивать эти моменты. При выдаче больничных листков врач совершает юридически значимые действия, в момент реализации которых он становится лицом, приравненным к государственным должностным лицам. А им от благодарных граждан принимать подарки категорически запрещено законодательством Республики Беларусь (за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий). И уж тем более запрещено совершать незаконные действия. Когда же врач оказывает медицинскую помощь пациенту, то есть выполняет сугубо профессиональные функции, он государственным должностным лицом не является.

Некоторые же работники учреждений здравоохранения, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются лицами, приравненными к государственным должностным лицам, например, главный врач больницы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача, указанный выше статус на них не распространяется.

Как же тогда выразить свою благодарность врачу, который оказался достойным профессионалом и отзывчивым человеком, не доставив ему проблем?

Можно, конечно, купить обычный подарок, приложить к нему открытку, где прямо указать, что это подарок за то, что уже сделано для человека. Но лучше, на мой взгляд, – написать в адрес руководства государственной организации благодарственное письмо, описать эффективную и качественную работу специалиста, которого вы хотите отметить, и попросить руководство поощрить работника.

Дежа СУЩИЦ

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.

Имиджевая чая