1
+1
0

Все мы – потребители. Даже те, кто нам что-то продает, в какой-то момент тоже становятся потребителями. А коль так, то каждый из нас является объектом и для втюхивания недоброкачественного товара. Например, обуви, которая через неделю носки развалилась, мобильных телефонов, которые через час эксплуатации начинают глючить, электрочайников, которые ни в какую не хотят нормально фуричить. Да мало ли что еще нам подсовывают негодного, но зато в красивой и яркой упаковке!..

Некоторые, столкнувшись с подобными ситуациями, пасуют: дескать, правды тут никогда не найти. Возможно, это связано с незнанием нашего законодательства. Но ведь есть структуры, готовые просветить на сей счет любого желающего, прийти на помощь тем, кого обманули с покупкой.

- За прошлый год в Солигорскую районную организацию общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей», - рассказывает председатель этой организации Клавдия Логвин, - обратилось порядка ста пятидесяти человек. Чаще всего люди жалуются по поводу приобретения некачественной обуви, входных и межкомнатных дверей, комплектов кухонной мебели, мобильных телефонов. Частыми в последнее время стали и жалобы по поводу некачественного ремонта легковых автомобилей.

С распространением в нашей стране различных интернет-магазинов посыпались жалобы на их услуги. Кстати, чинить разборки с виртуальными торговыми точками, по словам Клавдии Ивановны, наиболее сложно: разыскивать реальное место дислокации владельцев таких магазинов иногда приходится по всей стране. Но ничего – находятся и они. И отвечают по закону, как миленькие!

- А еще, знаете, много жалоб приходит после всякого рода презентаций той или иной продукции, - продолжает председатель. – Соберут народ и давай то, чем торгуют, нахваливать. Да так убедительно, что немало людей, особенно пенсионеры, готовы тут же раскошелиться. Как под воздействием какого гипноза! Приобретут этак, допустим, фильтр для очистки воды, набор посуды, комплект постельного белья, а после спохватываются – а зачем он нужен?! Вернуть товар невозможно – назад не берут. Ну и, естественно, деньги не возвращают.

Довольно значительную часть жалоб потребителей, как заметила Клавдия Логвин, удается удовлетворить в досудебном порядке. Просто среди продавцов множество людей порядочных, дорожащих хорошей деловой репутацией. Такие, получив претензию, или товар быстро обменяют, или отремонтируют его за свой счет, или деньги вернут. Иным приходится объяснить, что в случае судебного разбирательства они потеряют гораздо больше: и деньги вернут, и неустойку заплатят, и моральный ущерб компенсируют, и судебные издержки покроют. Этого бывает достаточно для мирового решения. Самых же упрямых привлекают к суду.

- В 2018-ом, - сообщает Клавдия Ивановна, - мы около ста двадцати жалоб к нам смогли удовлетворить в таком вот досудебном порядке. В пятнадцати случаях судились. Вообще, хочу сказать, что из общего числа обращений в нашу организацию девяносто пять процентов решается в пользу потребителя. Согласитесь, эффект очень даже неплохой!

Вот и получается, что за свои права можно и нужно бороться. И неважно, о какой сумме идет речь – три рубля или триста. Во-первых, не надо давать спуску недобросовестным продавцам: ведь безнаказанность развращает. Во-вторых, чтобы себя уважать.

Под конец беседы специалист дала несколько дельных советов. Для начала потребитель должен уяснить, что в ситуации, когда ему всучили негодный товар, человек имеет четыре права: на изменение стоимости, на замену, на ремонт за счет продавца, на полное расторжение договора купли-продажи (то есть на полное возмещение стоимости приобретенного). Всегда необходимо требовать чек и внимательно читать договор. Никогда не стоит торопиться соглашаться на сто процентов оплаты до того, как получите товар или будет оказана услуга: только на аванс. Если обманут, взыскивать придется гораздо меньшие суммы!

Особенно щепетильно, если дело касается каких-то услуг – допустим, установки окон либо тех же входных или межкомнатных дверей, нужно относится к подписанию акта приемки. Убедитесь, что все выполнено качественно!

- Мы всегда рады, -говорит на прощание председатель, - помочь людям, оказавшимся в сложном положении. Но все же очень хочется, чтобы количество обманутых потребителей у нас стремилось к минимуму!

Сергей КВИТКЕВИЧ

P. S. Солигорская районная организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» размещается по адресу: ул. Козлова, 74, третий этаж; телефон 26-43-60.