У каждого своя дорога на работу, своя судьба. У некоторых она широка и многополосна, скользящая по асфальтному шоссе в городской суете, пробках, спешке, кто-то добирается на маршрутке или автобусе. Дорога длиною в десять километров через лес по тропинке – так начинается рабочий день Николая Рудени.

Николай Григорьевич – учитель, простой скромный учитель сельской школы. Около тридцати лет тропинка через лес из деревни Махновичи в д. Драчеву ведет его в школу. Там его ждут ученики, радостно встречают на пороге школы, делятся своими успехами, приветствуют.

В глазах учителя – радость жизни, мальчишеский азарт, харизма. Наверняка, дорога на работу через лес, в тишине и спокойствии, дарит ему жизненную силу, наполняет мыслями. Николай Григорьевич не жалуется, про таких говорят – со стержнем, советской закалки, инженер души. Преподает Николай Руденя географию, биологию и физическую культуру и здоровье.

Учился в Белорусском государственном университете имени Ленина на географическом факультете. В студенчестве побывал во всех уголках СССР. Самый дальний из них – Узбекистан, был в Карелии. Тропинка судьбы вернула его в родную деревню Махновичи. Живет Николай Григорьевич простой сельской жизнью рядом с любимым человеком Оксаной, воспитал двоих детей, есть внуки.

Любимое хобби 

Своими руками на территории Драчевской школы Николай Григорьевич создал зимний сад. Заботится о нем вместе с учащимися, тем самым прививая любовь к природе, труду. Слушать увлекательные рассказы о цветах и деревьях можно бесконечно. Даже во внеурочное время дети тянутся к педагогу с просьбой рассказать о растениях. С радостью водит учитель детей вокруг школы, показывает красоту природы.

Любимая игра местных школьников – «Я садовником родился». Дети знают десятки цветов и с легкостью перечисляют: глоксиния, эхмея, спатифиллум, аморфофаллус. Переиграть ребят у меня не вышло. Все эти удивительные растения ученики видят каждый день в школьном зимнем саду, заботятся о них, любят, разговаривают с ними, бранят, если те не цветут, радуются новым побегам и восходам. Сад цветет, а с ним цветет и радость учащихся.

С мальчишками Николай Григорьевич играет в волейбол, квадрат. Тайком можно увидеть, как держится за спину, но не подает виду: пинает мяч, как мальчишка.

Педагог-садовник

Начинал свой педагогический путь Николай Григорьевич в деревне Тульговичи Хойникского района Гомельской области: работал на руководящей должности директором средней школы. 9 января 1995 года перешел в Драчевскую школу. Трудится здесь с крепким основным педагогическим составом, коллег немного, чуть больше десятка, а недавно пришли два молодых специалиста.

Николая Григорьевича в школе ценят, с уважением отзывается о нем директор Юрий Анатольевич Киселев. Поможет и советом, и делом, и подход знает к каждому ученику, пусть их всего 26.

Николай Руденя готовил ребят к олимпиаде по географии, и весьма успешно: в школьной копилке есть дипломы с района и области. Выпускники Драчевской школы поступили в горнохимический и минский колледж связи, а многие связали свою судьбу с лесничеством.

Как измерить качество труда учителя? По занятым часам? Или по тому, как усвоили урок? Учитель, как садовник, сеет знания, в каждом ученике частичка его труда. Пока учащиеся школы – это только маленькие зернышки, окруженные любовью и заботой Николая Григорьевича. Но есть и крепкие молодые побеги, которые дают плоды своим трудолюбием. Максимка, Маринка, Пашка и Димка, вчерашние курносые школьники, стали специалистами.

Максимка уже Максим Валерьевич Дризгалович, врач скорой медицинской помощи. Со его слов, Николай Григорьевич внес огромный вклад в выбор его профессии. Самое главное не то, что Максим побеждал на всех олимпиадах по географии, а то, что он тогда мальчишкой полюбил учиться. В каждую спасенную Максимом жизнь есть вклад Николая Григорьевича.

Школа может гордиться и Ириной Ивановной Скалабан, которая пошла по стопам любимого учителя, преподает географию и работает заместителем директора по учебной работе в Зажевичском учебно-педагогическом комплексе. Вспоминает своего учителя как талантливого педагога, который и по сей день служит примером.

Пусть тропинка не зарастет!

С дрожью в голосе и болью в глазах говорит о будущем школы Николай Григорьевич: учебное заведение под угрозой закрытия. Реальная причина – экономическая: школа не рентабельная. Родители давно обивают пороги отдела образования. Принцип одного окна и десяти дверей – вот результат их старания.

Начальник управления по образованию Солигорского райисполкома Игорь Цыбулько о проблемах школы знает. Недостаточное количество учащихся в Драчеве может стать причиной ее закрытия. Но ни в этом, ни в следующем году школу закрывать не планируют. Если детей станет меньше, возможно объединение сельских школ. В деревне проживает пять многодетных семей, но в целом людей мало.

– Работа есть, и город недалеко, а жилье не строится, государство не поддерживает, – сетуют местные жители.

Драчевская школа ждет с радостью новых учеников, всего лишь 50 учащихся – и школа укомплектована. Пусть цветет и дальше зимний сад Николая Григорьевича и не зарастет его тропинка на работу. А на пороге его все так же будут ждать ребята. И пусть последний звонок в этом учебном году не станет последним для школы.

 

Дежа СУЩИЦ

Фото автора

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.

Имиджевая чая