telegram lider-press

Что такое нарушение пищевого поведения у детей? Как оно возникает и кто в этом виноват? Рассказывает психолог, нутрициолог, консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения Вероника Гринько.

– Пищевое поведение – это отношение к пище и ее приему. К сожалению, мы не рассматриваем пищевое поведение как часть общей культуры человека, хотя оно является его неотъемлемой частью. Это то, что нужно воспитывать с самого детства. Задача родителей – научить ребенка здоровому пищевому поведению. Но научить можно только тому, чем мы владеем сами.

Здоровое пищевое поведение предполагает осознанное отношение к употреблению пищи и к потребностям нашего организма. Это значит, что мы едим ровно столько, сколько нужно нашему организму для того, чтобы он нормально функционировал. При этом мы едим тогда, когда испытываем физическое чувство голода и заканчиваем, когда насыщаемся.

Что такое нарушение пищевого поведения (далее – НПП)?

Когда мы едим недостаточно для нашего организма или переедаем, когда мы едим, не испытывая физического чувства голода, когда мы ограничиваем или вообще исключаем какую-то группу продуктов из рациона нашего питания – это предпосылки появления признаков нарушения пищевого поведения.

Говоря о НПП у детей, мы имеем в виду разные случаи.

  1. Ребенок-малоежка: мало ест, не доедает и отказывается от еды.
  2. Ребенок переедает: пухленький, с лишним весом, а в последующем – с ожирением.

Нужно понимать, что в раннем возрасте (от года до трех лет), в дошкольном и младшем школьном возрасте влияние семьи, в том числе и на пищевое поведение, более значимо, нежели социальные факторы, которые забирают роль у родительской среды в подростковом возрасте. Родители должны понимать, что именно они оказывают влияние на пищевое поведение у ребенка. Собственным примером мы показываем свое отношение к пище: что, когда и как нужно есть. Нарушение питания у детей встречается в тех семьях, где есть НПП у взрослых. Поэтому запрос на похудение ребенка выглядит всегда несколько странным с точки зрения специалиста.

На сегодняшний день мировая практика такова: когда специалисты корректируют детей с НПП до 10–12 лет, ребенка на консультацию могут даже не приглашать. Работа ведется исключительно с родителями и их пищевыми привычками. Специалист может позвать такого ребенка, только чтобы оценить его состояние, действительно ли присутствует лишний вес или ожирение.

Каким образом родители способствуют НПП у ребенка?

Уже даже на этапе введения прикорма можно совершить ошибки, из-за которых ребенок может получить НПП. Задача прикорма заключается в том, чтобы не накормить ребенка здесь и сейчас, а познакомить с тем разнообразием вкусов, запахов и даже температуры пищи, которая вообще есть. Идеально, когда на этапе прикорма у ребенка множество продуктов, которые он пробует и изучает. Таким образом на еще бессознательном уровне мы даем малышу возможность выбора и показываем ему свое доверие по принципу «Я уверен, что ты выберешь именно то, что тебе нужно». Потому что индивидуальные вкусовые предпочтения у детей никто не отменял.

Следует понимать, что не нужно заставлять ребенка съедать положенные 200 граммов определенной каши. На самом деле, даже в возрасте 6 месяцев дети умеют испытывать чувство насыщения и могут остановиться в тот момент, когда их организму уже достаточно. Но как происходит прикорм в большинстве семей? Ребенка усаживают, и начинается развлекательный контент со стороны взрослых: мультики, песни-пляски, самолетики-вертолетики – и все это для того, чтобы ребенок открывал рот и ел. В таких условиях дети уже не способны отслеживать чувство своего насыщения, они не в контакте со своим телом и едой: они едят и не чувствуют вкус того, что они едят.

Еще хуже, когда мама поторапливает ребенка во время приема пищи – так делать нельзя. Ребенок потеряется, ему непонятно, достаточно ли он съел. Отсюда могут уже начаться проблемы или с лишним весом, или с недоеданием. Заставляя съесть еще ложечку за маму, за папу, мы ломаем собственный механизм саморегуляции. Дети – очень хорошие интуитивные едоки.

О любви, тревожности и ответственности

Зачастую родители, пытающиеся всячески накормить ребенка, делают это из большой любви, а в случае его отказа у них возникает чувство тревожности.

Еда не должна быть способом проявления любви. У ребенка достаточно природных навыков, чтобы определить, сыт он или нет. К сожалению, на территории постсоветского пространства мало ведется исследований на эту тему. Но в Европе, чтобы снизить уровень тревожности у родителей, руководствуются принципом разделенной ответственности. Это значит, что есть то, за что отвечает родитель, а есть то, за что отвечает ребенок. Родитель отвечает за то, ЧТО ребенок будет есть (он решает, что поставить на стол), КОГДА ребенок будет есть (режим питания) и ГДЕ он будет есть (за столом, на диване перед телевизором и т. д.). Ребенок же решает, что из этого он съест, в каком количестве и будет ли он есть это вообще. Вдруг он не голоден: да, такое тоже бывает. Ведь даже у нас, взрослых, есть колебания аппетита, что является совершенно нормальным. Потому что бывают разные дни, разное настроение: вчера мы съели много, а сегодня не хочется, вчера был более активный день, а сегодня нет. Поэтому не надо тревожиться, если вчера ребенок так хорошо ел, а сегодня еще ничего не пробовал.

Из-за чувства тревоги родители часто детям-малоежкам дают сладости, думая, что он хоть что-то поест. Так вот, если вы дали ему «хоть что-то», не ждите, что в следующий прием пищи ваше дитя сядет и съест все, что вы ему приготовили. Скорее всего, он тоже откажется, зная, что ему опять дадут вкусняшку. В случае, когда ребенок ничего не съел, не надо делать из этого трагедию. Предупредите ребенка о том, что следующий прием пищи будет, например, только через два часа. И это должен быть полноценный прием пищи, а не перекусы на бегу. На стол лучше всего поставить и первое, и второе, и компот. Позвольте ребенку самому выбрать, что из этого он будет есть и в каком количестве.

Что касается сладостей, не все так однозначно. «Съешь суп, а потом будет конфета», – это в корне неправильный подход. Этой фразой родитель как бы обозначает, что суп – наказание, а конфета – вознаграждение. Родитель искусственно нарушает иерархию пищи, завышая ценность конфеты. Ребенок изначально воспринимает всю пищу одинаково. Для него и суп, и конфета – это одна и та же еда. Он, может, еще и не знает, что сладкое – это что-то невероятно вкусное.

Это нормально, что есть правила и что сперва мы едим первое, затем второе, а потом десерт, но в этой цепочке не нужно подчеркивать исключительную значимость десерта. Это нормально, класть рядом с тарелкой супа какую-то сладость. И даже если ребенок съест эту конфету первой, будьте спокойны. Ваше равное отношение к любой еде обязательно передастся ребенку, и он точно так же спокойно со временем будет относиться ко всем сладостям.

Если ребенок – сладкоежка, нужно проанализировать меню: что он ест на завтрак, обед, какие у него перекусы и т. п. Вопрос в том, кто покупает это сладкое, почему оно находится на столе или в холодильнике.

Многие думают, что все полезное – это невкусное, что тоже неверно. Ведь это напрямую зависит от способа приготовления и отношения к своему здоровью и телу. Очень много установок и туманных представлений о питании сформировалось у нас еще в детстве. Молодым мамам я рекомендую проходить курсы, на которых можно получить базовые знания, касающиеся пищевого поведения в том числе.

 

 

Наталия ЧЕМБАРОВА, Дежа СУЩИЦ

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.