telegram lider-press

У каждого профессионального фотографа есть редкие снимки. Они врываются к нам через историю, их невозможно выразить словами. В них эпоха, память, они говорят. Говорят молча, задевая ниточки нашей души, и, окуная нас в воспоминания, заставляют задуматься.

С редакцией «Лидер-Пресс» редкими снимками поделился Виктор Пилипцов. О таких говорят – создатель кадра. Многие известные артисты попали в объектив фотоаппарата Виктора еще молодыми. Смотрим, вспоминаем, думаем.

Виктор Пилипцов
Виктор Пилипцов

История одного фото

Фото Игоря Талькова с праздника демократической прессы стали визитной карточкой того времени, опубликованы в книге «Лучшие биографии. Игорь Тальков. Крестный путь». Снимок был сделан в Парке культуры имени М. Горького. Москва, 12 мая 1991 года.

Игорь Тальков
Игорь Тальков

Виктор делал снимок с любовью к артисту. Для него Игорь Тальков всегда был и есть человек, на которого нужно равняться. Стоя в метре от легенды, услышал слова Талькова, которые прошли с молодым фотографом сквозь время:

– Для меня нет разницы, где выступать. Есть разница, с чем выступать.

Снимок сделан за полгода до смерти Игоря Талькова. На этом история кадра не заканчивается. Виктор Пилипцов подрабатывал фотографом в Копыльском ЗАГСе. Каждое утро он отправлялся на вокзал Солигорска и ехал до Копыля. В дороге нередко включали радио. Одна из радиопередач была посвящена памяти Игоря Талькова. Виктор пересел поближе. В конце передачи обратились к радиослушателям: «Если у кого есть кино-, видеоматериалы, пожалуйста, поделитесь и присылайте по адресу…».

Адрес Виктор записал в блокнот. Видеоматериала не было, но зато были кадры с концерта, которыми он и поделился. Отправил и забыл. Неожиданно пришел ответ: ценная бандероль.

– Я даже как-то растерялся. Пришла книга «Монолог» с дарственной надписью от Татьяны, жены Игоря Талькова, – вспоминает Виктор.

А отправленные фотографии в печатном издании помог увидеть случай. Работая в старом здании «Беларуськалия», был частым гостем в библиотеке:

– У меня на стене висели фото Талькова, тот самый кадр. Однажды зашла знакомая, работающая в библиотеке, протянула книгу: «Вот, тебе, наверное, будет интересно. Я когда-то две купила».

Книга о Талькове из серии «Лучшие биографии». Я начинаю листать и в шоке вижу свои работы. Подпись под моим фото «До скорой встречи». Эти фото я когда-то высылал в музей Игоря Талькова.

Фотографы тогда и сейчас

– На мой взгляд, пророческими стали слова легендарного Владимира Ильича Ленина, который когда-то сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сейчас у каждого «кино» в кармане, любой может достать гаджет, сделать снимки и снять видео. При большом желании этому можно научиться не выходя из дома, на курсах онлайн. Но ведь не зря же раньше учились три года на фотографа и пять – на оператора кино и телевидения.

Процессы рождения фотографии были сложнее и длительнее. Возьмите ту же мокрую фотографию. Запечатлевалась память. Если сейчас отключить электричество – мы теряем все. Останутся только книга и фото.

Мы делали историю, которую можно потрогать, почувствовать. Все электронные фото – это что-то неживое. Само слово «цифра» меня печалит. Уходит эпоха бумажной фотографии. Современный мир диктует свои правила. Это нужно для мобильности в работе. В 90-е фотографией занимались единицы – маленький круг фотографов (!): встречались, делились какими-то интересными кадрами, историями, мастерством съемки.

Представьте: ты снимаешь и не знаешь, что будет на выходе. Это была тайна. Снимая, я понимал: у меня есть кадр, но какой? Этот вопрос тревожил и волновал, пока не увидишь воочию. Работали вслепую.

Умели видеть свет, кадр, композицию. Это не так, как сейчас: приходишь, ставишь фильтр и видишь сразу, что получилось, количество кадров практически безгранично. А потом корректируешь, вытягиваешь одним кликом программы, ретушируешь. Раньше пользовались светом, который подарил тебе Господь Бог. А со вспышкой работали, только когда света не хватало. Естественное освещение давало интересные живые снимки.

Быть сейчас фотографом может каждый. Это как дополнение к основной работе, хобби. Но видя фотографию сейчас, я точно понимаю, кто стоит за кадром. Старую школу и профессионализм видно сразу.

Современная фотография помогает тем, что ты сразу видишь результат, сразу оцениваешь. Но даже сейчас пользоваться этими преимуществами многие не умеют. Не видят кадр, композицию, свет. Этому надо учиться.

Фотографом я мог бы и не стать

– Я учился в СШ № 4 г. Солигорска. После школы поступил в 155-е училище. Моя профессия звучала как «слесарь по ремонту аппаратурного оборудования». В нашем городе большого выбора не было, подкупила и стипендия. За первые выплаты купил фотоаппарат «Зенит-Е» и был самым счастливым. Загорелся искусством фотографии. Я щелкал все, что мог.

Значимым этапом в моем профессиональном становлении стало творчество Игоря Копейко, который был одним из первых профессиональных фотографов Солигорска. На его работы я смотрел как завороженный. У меня было огромное желание стать фотографом, но я все размышлял, боялся чего-то. Совет связать свою жизнь с фотографией мне дал старший брат.

Приходя на производство, я понимал, что это не мое, не видел себя слесарем. Жизнь сложилась так, что в 1985 году я поступил на работу в РСМУ «Беларуськалия» на очень престижную в то время работу в рамках нашего города. Стал учащимся минского техникума. В середине августа узнаю из газеты о приглашении молодых людей для обучения по специальности «фотограф широкого профиля» в Молодечно. Слово «широкого» меня впечатлило. И я подумал: а как мне туда попасть? Ведь документы в Минске. По случаю приезжаю я туда от военкомата за характеристикой. Секретарь достает серенькую бумажную папку с моими документами, и я понимаю: вот он шанс – мое поступление на фотографа. Секретаря вызывают по телефону, она говорит: «Заполняйте, я отойду», – и вручает мне заветную папку в руки. Я – за папку и убежал.

Через час в Молодечно отдал документы на поступление. Там в приемной комиссии удивляются: «У вас в аттестате 4 и 5: вы точно к нам?» Решающим стало то, что мне скоро в армию. Не взяли. Я расстроился, возвращаться в техникум не хотел. Приехал позже, чтобы поставить печать «отчислен как прекративший посещение занятий». И меня напутствуют: еще пожалеете, подумайте. Думал два года в армии. Хорошо подумав, поступил в Московский политехнический колледж имени Моссовета на фотографа, окончил с отличием. Не пожалел. Позже учился в Университете кино и телевидения в Санкт-Петербурге – уже сформировавшимся в своей профессии.

О звездах

– Есть такие концерты, где артисты не рады фотографам. Таким был Геннадий Хазанов. Он читал свои юморные монологи и был недоволен моей съемкой, пускал гримасу в камеру. Мне в спину полетела фраза:

– Молодой человек, сколько вы будете тут ходить?

Гримасничал, вел себя надменно и вызывающе по отношению к зрителю. После этих слов я отснял еще одну пленку и точно понял, что злить фотографа – себе дороже.

Геннадий Хазанов
Геннадий Хазанов

Андрей Макаревич поразил меня своей простотой: в 1989 г. на 20-летие группы «Машина времени» он вышел в обычной майке, с потрясающей шевелюрой. Вел себя просто и естественно. Пел песни «Снег», «Три окна», намекая на свою веру в Бога, не принимаемую в то время в обществе.

Андрей Макаревич
Андрей Макаревич

А Илья Олейников расписался в моем паспорте, и лет десять я ходил с его автографом в советском паспорте и «разрешением входа в любой «Городок».

Илья Олейников
Илья Олейников

Больше фото смотрите на нашем сайте. Современные фото Виктора Пилипцова вы сможете найти в корпоративной газете ОАО «Беларуськалий» и социальных сетях.

Александр Серов
Александр Серов
Анка
Анка
Валентина Толкунова
Валентина Толкунова
Ефим Шифрин
Ефим Шифрин
 Женя Белоусов
Женя Белоусов
Лариса Долина
Лариса Долина
Сосо-Павлиашвили 
Сосо Павлиашвили
Валерия
Валерия
Сергей Мазаев
Сергей Мазаев

Дежа СУЩИЦ

Фото из архива Виктора Пилипцова

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.