telegram lider-press

На вопросы, связанные с гороскопами, магией, астрологией, гаданием, экстрасенсорикой и целительством, отвечает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в городе Любани, пресс-секретарь Слуцко-Солигорской епархии – священник Андрей Евшель.

– Что такое Церковь и как она относится к чудесам?

– Церковь создал сам Господь. Он говорит нам об этом: «Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь – это тело Христово, и все верующие в Господа нашего Иисуса Христа являются членами этой Церкви. То есть входят в некое общество – общество Бога, Божьей Матери, апостолов и всех святых – и являются последователями учения, которое дал нам Иисус Христос.

В мирском понятии Церковь – это институт, организация или община, в которой люди собираются по принципу веры во Христа как Сына Божьего и исповедуют Его, распятого и воскресшего, а также жизнь после смерти. Есть такая фраза: «Церковь не в бревнах, Церковь – в ребрах». То есть Церковь – это не строение, а общество верующих людей.

Если говорить об отношении Церкви к чудесам, то они – не самое главное. Отношение к ним двоякое. Есть чудеса, которые мы признаем, которые указывают на то, что они от Бога. Для меня чудо – то, что я живу. Каждый наш день наполнен маленькими чудесами, которые нам дает Бог, но которые, к сожалению, мы порой не замечаем.

– Почему Церковь не благословляет целителей? Ведь к ним приезжают люди и выздоравливают.

– В Церкви также есть люди, которые помогают исцелиться от того или иного недуга. Мы прибегаем к помощи тех же святых. Но как понять, какой силой человек обладает и как это делает? Например, многие святые, которые имели дар целительства, в первую очередь были людьми богоугодными, они вели подвижнический образ жизни. Т. е. как Господь говорил: «По делам их узнаете их». Эти люди угодили Богу своей праведностью, и Он за это давал им тот или иной талант. Если мы почитаем описания жизни святых, можем увидеть, что многие от дара, который Господь им давал, бегали. Они понимали, что дар может человека в какой-то мере погубить, если он не силен в своей вере.

Например, из Евангелия мы знаем, как апостол Петр по призыву Бога выходит из лодки во время бури и идет по водам ко Христу. Но в то же время, глядя на эту бурю, он усомнился в своей вере и тут же начал тонуть. Вот что-то вроде этого происходило и со святыми: некоторые бегали от дара, а некоторые принимали его как благословение свыше и исцеляли силой Божией.

Глядя на сегодняшних целителей, надо смотреть, как они живут, какой образ жизни ведут и какой силой они это делают. Часто люди, обращаясь к тому или иному целителю или экстрасенсу, идут просто за помощью в своем конкретном случае. Они хотят излечиться быстро, уверены, что им помогут, а какие последствия их ожидают, тому не придают никакого значения. В таких случаях люди отдают часть себя и своей жизни в руки другого человека, не имея никакого представления о нем и о его жизни. Делает он это лишь для обогащения или все-таки перед ним стоит какая-то высшая задача.

Вот у святых, исцелявших людей, главной задачей было не помочь им телесно, а привести человека к Богу. Святые также понимали, что наша болезнь для чего-то нам дана, и наше исцеление должно сопровождаться тем, что мы должны изменить свою жизнь и прийти к Богу. И Церковь нас призывает именно к этому: чтобы через те болезни, через все страдания, которые Господь нам посылает в нашей жизни, мы пришли ко Христу. Потому что человек состоит не только из тела, но и из души, которую нужно спасти. Поэтому труд исцеления, труд болезни оказывается очень долгим. Т. е. здесь нужно посмотреть на себя, на свою жизнь, почему Бог дал тебе ту или иную болезнь, а не только на то, что с тобой происходит.

А экстрасенса это не интересует. Его интересует только исцелить, если у него есть такая возможность. Каким способом и к какой силе прибегая, а также к каким последствиям это все приведет – для него не важно. А бывают еще и шарлатаны, и иногда лучше, если люди попадают именно к ним. Ведь есть те, кто действительно имеет связь с потусторонней силой и может человека ввести в такое состояние, из которого и не выйти. К сожалению, случается, что за такие исцеления людям приходится расплачиваться духовно.

– Вы сказали о духовной расплате. Поясните, что это значит.

– Многие из этих людей приходят в храм и не знают, как им быть и как избавиться от трудностей, которые появились после посещения такого рода ясновидцев: у некоторых начинаются проблемы в семье и т. п. Это происходит, если целительства совершаются при помощи потусторонней силы другого характера (это бесы), нежели та, к которой призывает Церковь.

У врага рода человеческого друзей нет, но есть люди, которыми он пользуется. А потом за все нужно платить, и в духовном плане тоже.

Наличие чуда, даже у таких людей, – это не показатель, что исцеление делается силой Божией. В Ветхом Завете есть такой момент, когда пророк Моисей пришел к фараону и говорит: «Господь повелевает, чтобы ты отпустил весь израильский народ (который был в рабстве в Египте)». В знак этих слов от Бога Моисей бросил свой жезл на землю, и он превратился в змею. Не каждый так может, согласитесь? Но фараон не смутился, позвал своих магов, и они повторили это. Тогда Господь показал свою силу в десяти египетских казнях, о которых мы знаем по Священному Писанию.

– Тезис от читателей: «Гадалки и бабки шептухи отнимают часть рынка, поэтому Церковь и против». Что скажете на этот счет?

– То, что такие люди отбирают часть нашего бизнеса, – это не так, если такими критериями мерять. Поймите, когда к священнику, который живет храмом и Церковью, приходят люди и просят об исцелении, его задача – привести этого человека к Богу. И часто, когда люди приходят и говорят о своих проблемах физического характера, священник в первую очередь порекомендует исповедаться и причаститься. Исповедь и причастие у нас бесплатно, за эти таинства денег не берут, если уж касаться финансовой стороны вопроса.

Причина всего происходящего в нашей жизни кроется в нас самих. И нам надо исправить сначала себя, понять, почему ко мне пришла та или иная хворь. А просто излечиться – для чего? Для того чтобы дальше грешить? Это подобно тому, когда в доме пошла трещина. Мы рассуждаем, что, по-хорошему, надо сделать капитальный ремонт, но это сложно. Приняв решение просто замазать эту трещину, которую поначалу вроде бы и не видно, спустя время мы наблюдаем, как она вновь появляется, но уже в более масштабных размерах. Потому что проблема-то не ушла. Ни один из целителей не ставит цель изменить человека.

– Почему Матрону Московскую Церковь признает как святую, а Вангу – нет? Обе они были верующими, предсказывали и исцеляли.

– Если говорить о святой Матроне Московской, то многие люди к ней приходили, и многим она помогала. В жизни Ванги есть очень много темных мест, из-за чего Церковь не признала ее святой.

В одной из своих телевизионных передач про святую блаженную Матрону Московскую иерей Георгий Максимов очень хорошо говорит про Вангу. Во-первых, посещение Ванги было платным. Иностранцы платили сумму,

значительно превышающую ту, которая была для местных жителей. Эта сумма перечислялась государству, исходя из чего Георгий Максимов делает вывод о том, что Ванга – это политический проект советского государства. И таких людей, которые призывали бы к Богу, в советское время не могло быть. Из государственного бюджета ей платилась энная сумма – исходя из той работы, которая проводилась на государственном уровне.

С Вангой связано много не очень хороших историй, про это сейчас достаточно снято фильмов. Многие последователи Ванги говорят, что некоторые пророчества, о которых она говорила, так и не сбылись. Я не отрицаю, что некий дар у этого человека был, но то, что Церковью она не причислена к лику святых, думаю, не случайно.

Многие считают ее дьявольским подобием, некой карикатурой на святую Матрону Московскую. Святые никогда не выставляют свой дар напоказ, не рекламируют его, а призывают других людей обращаться к Богу.

– Признаете ли вы людей, обладающих даром целительства, из других конфессий?

– За всю православную Церковь говорить не буду, но за себя скажу так: в Священном Писании есть такие слова: «Дух дышит где хочет».

– Отец Андрей, а как вы относитесь к гороскопам?

– Конечно же, физические процессы, связанные с космосом, на нас могут влиять. Но гороскопы – эта такая вещь, которая лично у меня вызывает смех. Ведь в стране тысячи Овнов, которым, например, тот же гороскоп на день сулит удачные встречи с людьми и выигрыш крупной суммы денег. А человек вышел из дому и попал под машину. Может, грубо, но вот он ни людей не встретил, ни денег не получил. И где гороскоп, а где жизнь?

Мне кажется, это больше программирование людей на те события, которые будут у тебя в жизни. «По вере вашей будет вам», – так говорит Господь. Наши мысли создают наше настроение и наши поступки. Если человек готов обманываться и жить по тому, как кто-то написал, то, пожалуйста, это дело каждого.

Я верю, что наша жизнь – в руках Божьих. Как в Евангелии написано: «И волос твой не упадет с головы твоей без ведома Моего». Господь этими словами говорит о том, что жизнь человеческая лежит в Его руках. Все, что с нами происходит, нам послано от Бога. И Церковь нам говорит о том, что нужно принимать все события, как хорошие, так и плохие, как некий дар от

Бога. Потому что через горе мы становимся более человечными. Кто не пережил страдания, тот никогда не поймет, что такое сострадание.

Бог не наказывает. Мы сами себя порой наказываем в этой жизни – это надо помнить. Мы грешим, но даже само Евангелие начинается словами Иоанна Крестителя: «Покайтесь!». Наши проблемы лежат в нас. Наши грехи нас меняют. Святые говорят: «Болеет дух – болеет тело». То есть все наши проблемы телесного характера начинаются изнутри, от нашего греха. Мы порой запускаем себя настолько, что уже только потом взмаливаемся, когда в нашей жизни начинаются более глобальные беды.

– А если болеет невинное дитя, которое только родилось?

– Бывает, наши дети посылаются нам как ангелы Божьи и берут на себя грехи, может быть, даже нашего рода. Господь иногда забирает тогда таких деток как неких людей, которые могут понести крест исправления всего рода. Бывает, что детки умирают в младенчестве от тяжких болезней. Такой ребенок – святой. Бог через это, в призме вечности, спасает его и делает святым. И у родителей перед Богом появляется молитвенник. Хоть он и малых лет, но у Бога он велик и может вымолить весь род. Мы же в большинстве случаев не знаем, как жили наши предки. К тому же болезнь родного или близкого человека – это еще и крест того, кто рядом с ним. Ведь страдает не только тот, кто болеет, а кто ухаживает и проявляет милосердие. Спасается и тот, кто болеет, и тот, кто рядышком.

– Родители, у которых болеют дети, готовы пойти хоть к черту. Как им быть при таких обстоятельствах?

– У меня был друг, который заболел онкологией в 19 лет. Борьба за его жизнь шла на протяжении 10 лет. И вот его мама не ходила ни к гадалкам, ни к экстрасенсам. Ее сын был верующим. Пока болезнь не была такой прогрессирующей, он и в храм ходил, и причащался, и исповедовался. Тем самым он привел еще и маму к Богу, и своих родных и близких. Однажды его мама произнесла фразу, которая меня поразила и в какой-то мере вдохновила: если Бог готовит ему такой путь, то как я могу сопротивляться? Вот это смирение перед Господом, перед теми испытаниями, которые Бог нам готовит в нашей жизни. Хотя, конечно, это сложно принять, нужно большую и веру иметь, и силу. Но она поняла, что ее сын – в руках Божьих. Если Господь задумал его забрать, значит, Богу это нужно. Как я могу стать против Бога?

Вот у нас этого понятия нет, и наша любовь порой бывает настолько слепой, что мы не видим и не можем понять, чего от нас требует Господь. Если мы смиряемся перед Богом, Он дает и нам силы пережить, и тому, кто рядом. А поиски помощи у того же черта – это некое противление тому, что Господь определил для нас. Но Бог уважает свободу человека, даже если человек идет против Бога.

– Что же лучше – заговоры или молитва? Ведь в заговорах нередко присутствуют молитвенные слова.

– К священникам нередко приходят люди и говорят, что побывали у бабушки, читающей молитвы, у которой дома есть иконы. Какие молитвы они читают, кто их написал, какого они характера? Есть молитвы частные, которые мы употребляем в своей молитвенной практике. Но есть молитвы от святых отцов, уже проверенные временем. Если откроем молитвослов, увидим утренние и вечерние молитвы, при этом каждая подписана. Это некий духовный кладезь, который нам предлагает Церковь.

Один святой молился, а ему докучали бесы. Он им и говорит: «Что же вы мне мешаете? Давайте лучше вместе помолимся». А они и согласились. Святой призвал повторить за ним молитвенные слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Они повторили. И тогда святой произнес: «Помилуй нас!» Тут бесы замолчали и исчезли. Сказать «помилуй нас», а по сути покаяться перед Богом, бесы не могут. А то, что Господь Святой, Крепкий и Бессмертный, они знают и могут это сказать.

То, что бабушки-шептухи там читают, еще нужно проверить, что это за молитвы, о чем они и кого к себе призывают в помощь. Молитва и заговор – это разное. Молитва – разговор с Богом. А от чего и как заговаривают, я сказать не могу.

– Существуют вещие сны: они от лукавого?

– Не всегда. Если мы заглянем в Священное Писание, увидим, что были сны, через которые происходили видения по воле Господа. Бывает, к нам во снах приходят наши усопшие родные и близкие, которые просят у нас молитв или предупреждают о чем-то. Если сон от Бога, а вы не придали ему значения, он повторится или Господь найдет другой способ, чтобы донести до вас свою волю.

– Если человек почувствовал в себе силу, которой нет у других людей, как ему быть?

– Жить как жил. Если эти силы пришли от Бога, Господь еще это как-то проявит. Если это не от Бога, оно уйдет. Если человек хочет этим заняться, нужно подумать, для чего этот дар ему дан. Иначе можно попасть в серьезную ловушку потусторонней силы. Ведь есть люди, которые, занявшись темными делами, уже не могут их просто так оставить.

Обнаружение у себя какой-то сверхсилы – это всегда повод прийти к священнику, рассказать об этом и спросить, что делать.

 

 

Дежа СУЩИЦ, Наталия ЧЕМБАРОВА

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.