telegram lider-press

Нередко складывается мнение, что в православной Церкви все батюшки ездят на иномарках, живут в коттеджах, а чтобы крестить ребенка, необходимо отложить немаленькую сумму, которую не каждый себе может позволить. Сколько получают священники? Почему отличаются цены в разных приходах? Какие налоги платит Церковь? На эти и другие вопросы читателей ответил иерей Павел Сергеев.

– У вас есть имущество?

– К сожалению, ничего нет, кроме машины. Автомобиль у меня «Мазда-2» 2009 года. В Гродно с семьей живем на съемной квартире и мечтаем о собственном жилье.

– Как вы получаете деньги? У вас есть зарплата?

– Моя супруга на сегодняшний день находится в декретном отпуске и получает пособие по уходу за ребенком. Священники в среднем по городу получают от 600 до 1200 рублей в зависимости от количества Богослужений, треб, крещений, венчаний и т. д.

– Платятся ли налоги с пожертвований в храме?

– Все сотрудники платят взносы в ФСЗН, страхование, подоходный налог. С этих денег оплачиваются также коммунальные платежи.

Если с юридической точки зрения рассматривать вопрос уплаты налогов, то нужно понимать, что Церковь – это некоммерческая организация. В этот сектор входят также фонды, благотворительные учреждения, общественные и спортивные организации, профсоюзы и другие. Их очень много. Все они не платят налог на прибыль. И Церковь – в рамках закона о некоммерческих организациях – тоже.

– Как в том или ином приходе формируется сумма пожертвований, например, за крещение?

– Все цены устанавливаются членами общины. В общину входит актив прихода (примерно 20–40 человек), который собирается раз или два в год. На собрании голосованием утверждают, каким будет то или иное пожертвование. В конце подписывается протокол учредительного собрания. Если вы хотите принимать в этом активное участие, вам необходимо самому стать членом общины.

– А как войти в общину?

– Чтобы стать членом общины, начните сперва с малого: ходите в храм по воскресеньям, подружитесь с теми людьми, которые внутри храма. А потом, спустя год, например, когда заметят, что вы постоянный прихожанин, надежный человек, который регулярно исповедуется и причащается, можно обратиться к настоятелю храма как к лицу, который возглавляет эту общественную организацию, с просьбой о вступлении в нее. Настоятель одобрит вашу просьбу, и вы напишете прошение. На собрании приходского актива за вас проголосуют. После чего вы можете поднять вопрос о ценообразовании пожертвований и предложить снизить цены на те или иные таинства и свечи. Или вовсе предложить добровольные пожертвования. Если вас поддержит большинство, то так тому и быть. Мне кажется, все просто (улыбается. – Прим. авт.).

– Из-за тяжелой жизненной ситуации у человека нет денег, но возникла потребность помолиться в храме и поставить свечку. Ему дадут ее бесплатно?

– Я священник, и я абсолютно не понимаю, зачем люди в храме ставят свечи. Богу не нужны свечи. Что такое свечка? Вы приходите и говорите: «Я хочу финансово поддержать эту общину», – и даете деньги, а вам взамен дают как сувенир свечку. Это форма благодарности за пожертвование. Суть не в свечке, которая духовно за собой ничего не несет, а в пожертвовании. Молитва никак не связана со свечой: она связана с милосердием. То есть ты свою молитву подкрепляешь милосердием, добрым делом.

– Как верить Церкви, если вокруг нее так много скандалов?

– Люди думают: если согрешил священник – это что-то невероятное. Но ведь большинство людей, которые осуждают тех же священнослужителей или других верующих, сами в основном не живут духовной жизнью, не стремятся к святости и праведности, а от других требуют. Если бы в Церкви были все святые, и туда пришел грешный человек, то ему бы не нашлось места. А так как есть человеческий фактор, и мы, конечно же, можем оступиться и упасть, – это дает надежду окружающим людям, что с их грехами в храме их обязательно примут.

– Какова в церкви роль бабушек, которые делают замечания прихожанам?

– Есть такое понятие, как неразрешенное чувство вины, которое человека озлобляет. Бывает невротическое состояние, когда человек хочет добиться святости и не может. Ему хочется показаться святым на фоне кого-то, выглядеть лучше и самоутвердиться. Сказываются пережитки советского прошлого, когда не было духовной литературы и люди мало что знали, ходили и выполняли какие-то ритуалы. В свое время эти бабушки, будучи молодыми, пришли в храм со своей какой-то историей, трагедией или болью. Выполняя определенные ритуалы (молитвы, поклоны, крестные знамения), они приблизились к решению своей проблемы и святости. Но на самом деле при выполнении внешнего ритуала человек ничего не приобретает. Реальный духовный рост не происходит, создается лишь его иллюзия. Такой человек видит главной задачей христианства – выполнение ритуала.

– Почему православная Церковь не комментирует тему насилия?

– Лично я против насилия. Я искренне молюсь за то, чтобы все, кто нарушал закон, как со стороны государственных структур, так и со стороны протестующих, ответили перед Законом, настоящим и справедливым. Я надеюсь, что правосудие в Беларуси когда-нибудь наступит и будут проведены расследования, в результате которых виновных накажут по всей строгости закона. А тем, кого обвинили несправедливо, надеюсь, государство выплатит компенсацию и попытается загладить свою вину.

– Почему православные священнослужители не принимают обет безбрачия, как католики?

– В католической церкви целибат возник сугубо из экономических соображений. В отличие от православных католики занимаются миссионерством. Они сконцентрировали финансы в Ватикане и открыли там даже свой банк. Католики могут проспонсировать отправление на миссию священника в другую страну, например, в Танзанию, Индию и пр. И экономически проще отправить туда одного человека. Ведь если он пострадает за веру Христову от язычников, то кто будет оплачивать существование его оставшейся семьи, если бы таковая имелась?

Я очень скептически отношусь к монашеству. Человек не может быть один до конца духовно полноценным. Изначально Бог создал мужчину и женщину в паре, чтобы они через соединение преодолевали законы разделения и становились единым целым не только друг с другом, но и с Богом. То есть это форма духовного совершенствования. Если человек один, то в какой-то степени его духовная жизнь нарушена.

Наталия ЧЕМБАРОВА

 

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.