telegram lider-press

На вопросы читателей ответил священник Павел Сергеев.

 

 

– Женщины стоят в храме отдельно от мужчин. Актуально ли сегодня это правило?

– Такая традиция сформировалась на Востоке и пришла к нам. Она связана с определенными человеческими инстинктами. В древности во время церковной службы между мужчинами и женщинами даже стоял забор, потому что мужчина мог активно проявлять свою симпатию по отношению к противоположному полу. Человек во время Богослужения должен молиться, а не смотреть на женщину и мечтать о ней. Сегодня, во времена, когда все везде доступно: в интернете, в общественном транспорте, когда, прижавшись друг к другу, люди едут в храм, а потом расходятся в разные стороны, – стоять порознь немного странно. Если человек не чувствует, что эта традиция для него важная, можно ее не соблюдать. Я думаю, в современном храме такого строгого разграничения нет.

– Почему женщинам нужно одеваться в храм скромно?

– Если рассуждать, что Бог – существо бесполое и бестелесное, то Ему наверняка все равно: Бога это никак не искушает. Это все предусмотрено для других людей. Все правила и запреты, которые появились, исходят из того, что того человека, который устанавливает правила, больше всего это и искушает. Поэтому культура борьбы со своими страстями и желаниями вытекает в такие ограничения. Хотя надо понимать, что это проблема тех, кого это искушает.

Я всем рекомендую лекцию протоиерея Вячеслава Рубского «Понимание пола в христианстве». Поднимая этот вопрос, он рассказывает о сексуальности в православии и как она влияет на жизнь. Проще не бороться с сексуальностью в широте этого понятия, а уметь по-христиански выразить свои особенности, которые у каждого имеются, и направить в правильное русло, чтобы это никого не травмировало, но при этом чтобы половая идентичность находила выход правильным путем. А если мы просто будем ее задавливать, она выстрелит в чем-то другом.

Чем больше человек борется со своей сексуальностью, тем сильнее происходит внутренний надлом, желание ее реализовать. Если человек несет целибат (обет безбрачия. – Прим. авт.), его будет искушать и раздражать

любая мелочь. Ну а если же он живет нормальной семейной жизнью, то элементарное декольте его не напугает.

Зачастую желание быть откровенным и всем все показывать, например, надевать мини-юбку, исходит из-за нехватки проявления внимания в семье, а как итог – неуверенность в себе. Если бы женщине муж ежедневно напоминал о том, какая она красивая и желанная, то искать похвалы на стороне не приходилось бы, а тем более в храме.

– Приемлем ли маникюр в храме? Наш батюшка ругается. Что делать?

– Вообще приемлем (улыбается. – Прим. авт.). В таких случаях надо договариваться со священником и объяснять ситуацию. Необходимо доносить в первую очередь ту мысль, что современная православная христианка должна выглядеть красиво, модно, элегантно, ярко, но свою сексуальность реализовывать в семье. Если женщина будет выглядеть как заморыш, а потом кому-то скажет, что она ходит в церковь, то кто тогда в такую церковь пойдет?

– Мы с мужем не носим обручальные кольца. Это грех?

– Нет. Но если семейный человек снимает кольцо, чтобы с кем-то пофлиртовать, тогда да.

– Почему женщина не имеет права заходить в церковь с непокрытой головой?

– Мы черпаем все правила из Священного Писания и сложившейся культуры. Апостол Павел говорит о том, что замужняя женщина должна быть с покрытой головой. Это символ замужества – как кольцо на пальце. Если девушка незамужняя, она может быть с непокрытой головой. Это в первую очередь знак для других мужчин в храме, ведь знакомства никто не отменял. Вот где найти молодому парню не распутную, порядочную, честную и нравственную девушку, которая разделяла бы с ним его веру? Не на дискотеке же или сайте знакомств!

Апостол Павел также говорил, что если замужняя женщина хочет ходить с непокрытой головой, то пускай бреется налысо. Все потому, что в древности по этому признаку можно было определить доступную женщину.

В современном храме есть такая категория прихожан – бабушки, которые готовы надеть платки даже на детей. Это всего лишь пережитки советского прошлого. Стоит помнить, что, согласно традиции, рекомендуется покрывать голову лишь замужним прихожанкам и только в храме. Но, например, в

Греции – матери нашей православной веры, мусульманки ходят в хиджабах, а православные замужние христианки – все без платков. Такая традиция там сложилась, чтобы женщины разных религиозных конфессий отличались друг от друга.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

– Почему женщине нельзя заходить в алтарь?

– Это довольно скользкая тема, потому что такого реального богословского обоснования нет. Вообще в древности алтарь был посреди храма – это сам престол (стол), на котором совершается Тайная Вечеря, где мы вспоминаем смерть Христа и Его Воскресение. Постепенно этот престол, к которому раньше мог подойти и прикоснуться любой, начал смещаться от людей все дальше и дальше. Потом появился иконостас, а за ним – алтарь. Хотя на самом деле никакого алтаря в целом не существует, весь храм – это алтарь.

Сегодня в алтарь могут входить пожилые женщины и монахини. Но однажды в сербской церкви я видел девочку-пономаря. Все эти запреты тянутся, конечно, из Ветхого Завета из-за того, что у женщин бывают критические дни, и раньше они не могли соблюсти правила гигиены в полной мере. Считалось, что если любая кровь прольется в храме, то произойдет осквернение. Но на самом деле это все, конечно, домыслы, и никакого осквернения не существует. Христос сказал, что осквернить может то, что исходит из сердца: злые мысли и злые поступки. Нельзя осквернить храм, потому что Бога ничто не может осквернить.

– Почему женщина не может быть священником?

– В древности были диакониссы. На Востоке мужчина не мог зайти к женщине в дом и беседовать с ней наедине. Соответственно должна была быть какая-то женщина-проводница, которая может войти и ее покрестить (а Крещение всегда совершалось в обнаженном виде), причастить, поисповедовать, позаниматься основами православной веры. Поэтому ввели институт диаконисс. Они в определенных функциях заменяли священников. Их рукополагали как священников, у них даже были свои знаки отличия. Позднее с развитием религии, и в частности монашества, этот институт упразднили.

Есть несколько объяснений, почему женщина не может быть священником:

  • У женщин критические дни, и они могут осквернить алтарь, престол и т. д.
  • Тонкая и ранимая натура, физически слабая.
  • Иисус Христос родился мужчиной и рукоположил мужчин – 12 апостолов.

Но сейчас мы понимаем, что вопрос, касающийся гигиены, решен, и он отпадает. Вопрос о тонкой и слабой женской натуре тоже неактуален, потому что священник не поднимает ничего тяжелее кадила (его вес около 300 граммов). Мы также не знаем, возлагал ли Христос руки на свою Матерь Марию, на Марию Магдалину или на других женщин. Но мы почему не знаем? Потому что об этом не написано в Евангелии, а Евангелие писали мужчины. Для нас это останется навсегда загадкой.

Иисус Христос родился мужчиной, и на то был Божий промысел. Но, чисто теоретически, Он точно так же мог родиться и женщиной. Ведь мы знаем, что у Бога нет пола. Но в ветхозаветном обществе Его бы не восприняли как учителя, и Его миссия не была бы столь успешной, а может, и не осуществилась бы вовсе.

Священник – это лидер, священник – это тот, кто берет на себя ответственность и готов пойти на смерть ради Иисуса Христа. В те времена, когда были гонения на христиан, священник был как боевой офицер – постоянно на передовой и подвергался смерти в 95 % случаев. Женщина несла, в свою очередь, особую ценность. Она заключалась в продолжении рода христианского.

– Почему женщине в период менструации нельзя целовать иконы?

– Это все влияние Ветхого Завета и монашества. На самом деле святые отцы до III века говорили, что женщина с месячными может причащаться. И даже это было необходимостью, ведь, с их слов, если женщина в этот период не причащается, она и не верующая вовсе и в ней нет Святого Духа. На все, связанное с женщинами, запрет появился с развитием монашества. Когда монах начинает рассуждать о женских особенностях, это его невольно приводит в искушение. Просто есть такие батюшки, которые воспитаны в монашеских традициях. На самом деле, девушкам в период менструации можно и причащаться, и прикладываться к святыням.

– Священное писание гласит, что пред Богом все равны одинаково, – подытожил священник, вспомнив слова апостола Павла: «Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно во Христе Иисусе!»

 

 

Наталия ЧЕМБАРОВА

Фото из архива «Л-П»

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.