В октябре прошлого года в лесах Солигорского района рядом с деревней Пузичи нашли необычную икону – практически внутри дерева. Гости из России, прогуливаясь по осеннему лесу, неожиданно набрели на находку, вросшую в старый дуб так, что, чтобы достать ее полностью, пришлось потрудиться. Во-первых, потому что металлическая рамка была приколочена к дубу четырьмя большими четырехгранными гвоздями. Во-вторых, даже по извлечении из дуба икона все равно оставалась внутри трухлявого сука. К тому же несколько лет назад в этот дуб попала молния, ствол треснул и изрядно почернел. Возможно поэтому в лучах осеннего солнца россияне смогли рассмотреть небольшой край металла. По словам настоятеля Хоростовского храма, икона отлита из олова, подобное литье известно очень давно, и образу может быть не одна сотня лет. Православная Церковь определила ее как копию Ченстоховского образа Пресвятой Богородицы.

Сук с иконой внутри вначале показали в местной школе, затем решено было отправить в Солигорский краеведческий музей. Позже образ Богородицы вернулся почти в то место, откуда был привезен, – в приход храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Хоростово, что в пяти километрах от места находки. Икону отреставрировали и поместили в киот в центре храма, а в начале лета был совершен молебен.

В июне мы побывали в этих местах и постарались насколько возможно приоткрыть тайну возникновения старинной иконы на дубе. Местные жители рассказали о том, что рядом с вековыми дубами, на одном из которых найдена икона, издавна люди устанавливали кресты. Эти так называемые «прощи» стихийно возникли во многих местах Беларуси. Еще 30 лет назад крестов в этом месте было около десятка. Поэтому вход в лес так и называли – Крыжы. Сегодня от них почти ничего не осталось, и загадка появления образа на дубе остается до конца не разгаданной.

Давайте рассмотрим несколько народных версий:

Традиция казаков. Самая военная. Говорят, еще при царе на территориях Старобинского Полесья служили казаки. По старинной традиции при дорогах у них принято устанавливать иконы – в надежде на небесное покровительство святых в походах. По словам местной жительницы Татьяны, такая версия наиболее правдоподобна, потому что икона размещена не где-то в глухом лесу, а в самом начале старой дороги на Хоростово. Тем не менее, факт пребывания казаков в этой местности историками ставится под сомнение.

Чудесное исцеление дочери пана. Самая удивительная. Этой древней легенде верят местные жители, впрочем, до наших дней дошли только главные события. Без имен и подробностей. Согласно им, много лет назад тяжело заболела панская дочь. И что только ни делал владелец этих земель, но его дочь медленно умирала. Ни деньги, ни положение, ни врачи не могли ничего исправить. Как выяснилось, помог образ Божией Матери, которому пан регулярно молился. Установил икону на дубе и, как говорят старожилы, «обрекался» служить Богородице до самой смерти. Дочь быстро поправилась, и пан на радостях установил официальное место почитания образа Богородицы.

Крыжы – икона. Самая мистическая. В месте установки крестов рядом на дубе вполне могли разместить икону, потому что и кресты, и икона служили одной цели – заручению Божественной поддержкой и покровительством. И это место всегда было почитаемо. К примеру, еще лет 40 назад у местного жителя Лявона очень болела жена, и он, видимо, по примеру легенды о пане, смастерил крест и установил его в этом месте силы. Таким образом, установка крестов местными жителями помогала в решении сложных жизненных проблем, зачастую связанных с тяжелыми болезнями. Однако об иконе, по крайней мере, последние лет 50, никто не слышал. Тем не менее, есть те, кто вспоминает рассказы прабабушек и прадедушек: «Тыя разы гаварылі, што на дубе ёсць ікона…»

Вместо храма. Самая древняя. Согласно ей, издавна верующие из близлежащих деревень приходили сюда помолиться, поскольку храм по разным причинам был занят другой конфессией или разрушен. В народе даже говорят, что при дороге когда-то стояла небольшая православная часовня. Рядом на дубе могла быть расположена и икона. Впрочем, настоятель хоростовской церкви о часовне ничего не знает.

Указатель к сокровищам. Самая романтичная. Поговаривают, что еще в первой половине прошлого века бандиты воровали у поляков золото и прятали в этих лесах. Для того, чтобы потом вернуться и быстро найти наворованное, на деревьях оставляли метки в виде икон. Чему тут удивляться? Ходят слухи, что и паны частенько припрятывали свой скарб в лесу от этих же бандитов. По этой версии, на лесных тропах можно найти еще не одну подобную икону. А попытки отыскать панское золото продолжаются.

Оберег. Самая утилитарная. Этот край издавна славился большими и коварными болотами, а перспектива заблудиться в лесу и попасть в объятия кикиморы сильно огорчала. Оказавшись на болоте, можно было и не выйти. К тому же старое название деревни Пузичи – Пужычы – от белорусского слова «пужаць».  Опасаясь за безопасность, вход в лес обозначили иконой-покровительницей.

Комментарий настоятеля церкви деревни Хоростово иерея Сергия Панасика:

– В феврале 1943 года нацисты проводили здесь карательную операцию. Старый  храм был сожжен вместе с прихожанами и священником. Новый Покровский храм построили в конце 90-х. Обретение иконы – важное событие, она явлена нам перед мировой эпидемией. Своим явлением Богородица, покровительница этой местности, дала нам знак о том, что только благодаря молитвам Богу и Царице Небесной можно победить все напасти.

Комментарий Юрия Китуна, председателя первичной организации по Солигорскому району Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры:

– Важно определить время происхождения и установки иконы. Для этого требуется подробный научный анализ. Необходимо собрать недостающие фрагменты нижней части иконы и установить надпись. Что касается причин появления на дубе, то скорее это связано с рядом стоящими крестами.

Комментарий Виталия Иванова, директора ГУК «Солигорский краеведческий музей»:

– 23 октября икону привезли в наш музей. Неделю она была у нас, потом по просьбе отца Сергия и прихожан икону передали в храм деревни Хоростово. По поводу происхождения ничего конкретного пока сказать не могу. Вероятно, разместили ее на дубе, чтобы лишний раз перекреститься, не заблудиться в лесу.

Виктор ДВУРЕЧИНСКИЙ

Фото автора

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.

Имиджевая чая