Поиск по статьям

Войти

История дирижаблей уходит, как говорится, в глубь веков. Есть версия, что над проектом такого летательного аппарата мозговал сам Архимед! Впрочем, занимались ли античные греки воздухоплаванием – остается загадкой.

А вообще изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Менье, которые еще в самом начале девятнадцатого столетия намеревался смастерить упомянутый летательный апарат элипсоидной формы. Управлять им предполагалось с помощью трех пропеллеров, которые должны были крутить вручную аж восемьдесят человек!

Среди последователей Менье значились Анри Жифар, Шарль Ренар и Артур Кребс, Альберто Сантос-Дюмон и другие инженеры и конструкторы. Однако именно граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин придал строительству дирижаблей такой размах, что они на какой-то период стали настоящими властелинами неба (кстати, началом эры таких летательных аппаратов считается первый полет экспериментального дирижабля Цеппелина LZ1, состоявшийся 2 июля 1900 года). Эти сигарообразные штуки активно перевозили пассажиров, участвовали в первой мировой войне в качестве боевых машин, прокладывали путь к Северному полюсу.

Какие только страны ни брались мастерить дирижабли! И Германия, и Франция, и Великобритания, и США, и Россия. Необычайно широкое развитие дирижаблестроение получило и в Советском Союзе: в двадцатых-тридцатых годах прошлого века оно превратилось в одну из важнейших отраслей промышленности.

Это и понятно: упомянутые летательные аппраты для страны с такими колоссальными размерами представлялись отличным средством воздушного транспорта. Дирижабли строились в СССР как за бюджетные средства, так и за народные деньги. Их сбор был организован во всех союзных республиках, в том числе и в Беларуси. И, конечно же, на территории современной Солигорщины – бывших Старобинском и Краснослободском районах. Так, в старобинской «районке» «Калгаснік» от 20 апреля 1931 года сообщалось, что «…ученики второй и третьей групп Старчицкой ШКМ собрали на строительство дирижабля «Клим Ворошилов» семь рублей и пятьдесят копеек». Сумма по тем временам довольно значительная!

Может быть, кто-то думает, что наши земляки сбрасывались на то, что никогда не видели? Так ошибаетесь! Видели, и не раз! Воспоминания очевидцев записал в свое время ныне уже покойный замечательный краевед Владимир Масаковский. Вот что, например, рассказал Владимиру Геннадьевичу уроженец деревни Гадень (Зеленый Бор) тогдашнего Старобинского района Иван Никифорович Козловский, 1931 года    рождения:

-Это было летом. Дирижабль пролетал тогда, когда Гадень была еще раскинута по хуторам. Стаскивать хутора в село начали в 1939-ом. Значит, тот полет произошел где-то в середине тридцатых. Мой отец Никифор Фаустович всегда просыпался раньше остальных и занимался хозяйством. Так было и тогда. Хлопоча во дворе, папа случайно увидел в небе странный летательный апарат, быстро разбудил всю семью и показал это небесное чудо нам.

Дирижабль плыл на зорьке: солнце еще только начинало подниматься над лесом. Та сигароподобная машина двигалась примерно в полкилометре от нашего хутора и на высоте не более километра – со стороны Долгого в сторону Обидемли. Мы хорошо рассмотрели и гандолу под брюхом дирижабля, и лопасти, которые сообщали скорость аппарату.

А вот что вспоминал уроженец местечка Погост тогдашнего Старобинского района Николай Потапович Янчик, 1930 года рождения:

Фото носит иллюстративный характер

- В тот день в конце тридцатых годов мы пасли коров на пастбище за Погостом. Я тогда был мальчишкой лет десяти. Когда я увидел дирижабль, он летел как раз над нашим местечком. Это была продолговатая штуковина с хвостом на конце. Снизу крепилась корзина с людьми. После говорили, что один такой дирижабль навернулся где-то между Слуцком и Радково. Он вроде парил в сторону Лядно.

Ну, навернулся или не навернулся, точно неизвестно. Впрочем, действительно, те летательные аппараты были транспортом довольно опасным. И крупная катастрофа с дирижаблем «Гиндебург» в Америке положила конец эре такого воздухоплавания. Хотя почему «положила»? Дирижабли строятся и сейчас. И применяются в разных областях. Так, например, лет пару назад в прессе мелькало сообщение, что в военной академии Беларуси начали проектирование многоцелевого дирижабля разведывательного дозора.

Вот и выходит: история этих летательных аппаратов продолжается!

Сергей КВИТКЕВИЧ

 

Для добавления комментариев на форуме необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.