В середине августа Солигорск накрыло старыми новыми флагами. Рассказываем, откуда они взялись.

Во время акции солидарности против насилия на площади Солигорска

Протестные акции Солигорска наводнили бело-красно-белые символы: их крепят на авто, носят на плечах, поднимают на древках. Создается впечатление, что они появились стихийно, без «команды сверху». Тем не менее существуют разные кривотолки, как исторически использовали флаг и герб. Мы пригласили солигорского эксперта, историка Романа Ерошеню для разъяснений по этой теме.

Роман – солигорчанин, окончил исторический факультет Могилевского государственного университета. Работает пресс-секретарем в Белорусском Независимом Профсоюзе. Соавтор сборника по истории НПГБ (БНП), интересуется историей рабочего движения.

Почему бело-красно-белый флаг можно назвать национальным? 

Причина этнографическая

– В книге «Беларускае нацыянальнае адзенне» описаны два доминирующих цвета, которые наши предки использовали в пошиве одежды, – белый и красный. Встречается немного зеленого, есть синий, но это как сопутствующие цвета.

Во время концерта J:Морс в Солигорске

Причина, исторически оправданная

– Нельзя сказать, что история этой символики началась в первой половине XX века. К примеру, картина «Битва под Оршей» 1514 года. Там впервые изображается конница Великого княжества Литовского. На пиках у рыцарей можно увидеть Георгиевские кресты – красный крест на белом поле. До этого использовались только красные хоругви с белой погоней, иногда присутствовали и другие цвета. Но бело-красно-белое сочетание появляется именно с XVI века. Кроме того на флаге Речи Посполитой были красно-бело-красные цвета. Позже литовские гусарские корпуса Российской империи тоже использовали эти цвета. Далее, в период восстания Калиновского, имелась подобная символика. Основной период становления бело-красно-белой символики пришелся на 1917–1918 год. Прежде всего военные объединялись по землям и братствам и обозначали себя бело-красно-белыми лентами. Вопросы символики обсуждались и на Первом Всебелорусском съезде. Варианты предлагали разные: например, «Жыве вольная Беларусь» красным шрифтом на белом фоне, вариант с добавлением синей полосы, но в итоге был принят бело-красно-белый классический вид полотнища. В период немецкой оккупации 1918 года последний вариант утвержден окончательно как флаг белорусской государственности. Однако красные продвигали идею коминтерна. Согласно ей красный флаг должен быть доминирующим во всех странах, все национальные символики запрещались.

Во время акции солидарности против насилия в Солигорске

Ситуация с национальным флагом в период немецкой оккупации второй мировой войны

– Прежде всего это история эмоциональная. Да, немецкое командование играло на национальных чувствах белорусов, не запрещало и даже поощряло использование бело-красно-белого флага. Но официального статуса при оккупационных властях у этой символики не было. Отряды генерала Власова тоже использовали российский триколор, но всем разумным людям было понятно, что это такая жестокая игра. И наивно было бы думать, что по окончании войны будет провозглашена независимость. Стоит отметить, что на территории Полесья действовали отряды, которые вели войну на два фронта – против Советов и против немецко-фашистских захватчиков, – тоже под бело-красно-белой символикой.

Во время встречи с доверенными лицами Тихановской на стадионе "Строитель"

Официальные символы начала 90-х XX века

Начиная с 1988 года, на территории БССР массово появлялись небольшие культурно-исторические организации. Люди задавались вопросами языка и символики, старались глубже изучать историю. Об этом писала пресса, а к 1990 году уже сформировалось движение БНФ «Адраджэнне». В числе депутатов Верховного Совета были представители интеллигенции, они выносили на голосование важный вопрос: за смену советского флага и герба на новые. В итоге 29 лет назад, 25 августа 1991 года, состоялась внеочередная сессия Верховного Совета БССР, которая впервые прошла под запрещенным ранее бело-красно-белым флагом, после чего Беларусь обрела независимость.

Полная версия прямого эфира с Романом Ерошеней

 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На протестных акциях Солигорск наводнили бело-красно-белые символы, их крепят на авто, носят на плечах, поднимают на флагах. Уже многие это дело загуглили, но запросы в поисковике не всегда точны, поэтому мы решили пригласить солигорского историка Романа Ерошеню для разъяснений по этой теме. Роман настоящий Солигорец, закончил Могилевский государственный университет, исторический факультет. Работает в Белорусском Независимом профсоюзе Пресс-секретарём. Соавтор сборника по истории НПГБ (БНП), интересуется историей рабочего движения.

Публикация от Лидер-Пресс. Солигорск (@lider.press)

 

Записал Виктор ДВУРЕЧИНСКИЙ

Фото автора

Комментарии   

#1 RE: Белый – красный – белый. Экскурс в историю флагаgururu79 03.09.2020 21:48
Что же Вы Виктор удаляете комментарии и блокируете мой аккаунт в инстаграм?) Не нравится мнение которое не совпадает с Вашим или ответить нечего? В моём комментарии не было оскорблений, не было политики, только собственное мнение в поддержку нынешней государственной символики! Вы ничем не лучше Гос. СМИ , которых многие обвиняют в необъективности . Жаль, что сегодня для таких "журналистов" как Вы, СМИ становятся инструментом для навязывания личного мнения и уменьшения ценности государственных символов РБ. Хочется верить ,что в коллективе "Лидер-пресс" Вы такой один. Отдельный привет "независимому" историку. Про его "независимость" говорят два флажка стоящих на шкафу в кабинете. Где то я что-то подобное уже видел...но это уже совсем другая история...
Сообщить модератору

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.

Имиджевая чая