Накануне Дня таможенника корреспондент «Лидер-Пресс» посетил Минский аэропорт, чтобы посмотреть и показать работу таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни, а также поинтересоваться о подробностях и нюансах осуществления таможенных операций в зоне таможенного контроля. Как и что можно провозить? Сколько чего положено? И за что по неосторожности или незнанию полагается наказание?

Накануне Дня таможенника корреспондент «Лидер-Пресс» посетил Минский аэропорт, чтобы посмотреть и показать работу таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни

Сотрудники таможни, старшеклассники и студенты-первокурсники - будущие сотрудники таможни

Таможенники, старшеклассники и студенты-первокурсники - будущие сотрудники таможни

Итак, из минского офиса МРТ на улице Могилевской в аэропорт отправляется большой автобус. Со мной в салоне – старшеклассники и студенты-первокурсники – будущие сотрудники таможни. На входе в здание аэропорта нас уже ждет заместитель начальника отдела таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни Владимир Мелешко.

 

Заместитель начальника отдела таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни Владимир Мелешко

 Заместитель начальника отдела таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни Владимир Мелешко

Аэропорт постоянно встречает и провожает самолеты, в залах ожидания суетятся люди: здесь как-то по-особенному чувствуется бег времени. У моих попутчиков начинается своя часть важной экскурсии, а мы с Владимиром Валентиновичем проходим поближе к зонам досмотра. На службе в основном женский состав: девушки знают свою работу и всегда начеку. Наблюдают даже за мной – человеком с фотоаппаратом. Диспетчер объявляет о заходе на посадку самолета из Багдада: на пограничный и таможенный контроль прибывают жители Ближнего Востока.

Владимир Валентинович рассказывает о том, как в начале 90-х годов XX века организовывалась таможенная служба аэропорта:

– На стадии становления таможенных органов в 1993 году была создана таможня «Минск-2». Она просуществовала до 31 декабря 2018-го. В рамках оптимизации она была присоединена к Минской региональной таможне. Свою структуру мы сохранили в полном составе: 4 пассажирских отдела, почтовый и отдел, который занимается доставками экспресс-грузов.

– Как аэропортом налажена работа с пассажирами?

– У трапа самолета пассажиров встречает служба сервиса аэропорта. Все дружно грузятся в автобусы и направляются в зал прилета. Там прибывших встречает пограничная служба. После прохождения контроля пассажиры попадают в зал выдачи багажа, затем приходят на досмотр к нам – в таможенный терминал.

Дина Милашевич, сотрудник отдела таможенного поста "Национальный аэропорт Минск" Минской региональной таможни

Дина Милашевич, сотрудник отдела таможенного поста "Национальный аэропорт Минск" Минской региональной таможни

На фото сотрудники отдела таможенного поста "Национальный аэропорт Минск" Минской региональной таможни Дина Милашевич (та что ниже ростом) и Наталья Бороденко

На фото сотрудники отдела таможенного поста "Национальный аэропорт Минск" Минской региональной таможни Дина Милашевич и Наталья Бороденко

– Расскажите подробнее о красных и зеленых коридорах.

Перед тем как выбрать один из коридоров, пассажир должен подумать, есть ли у него что-либо запрещенное, ограниченное к перемещению или обязательное для декларирования. Если товаров, требующих декларирования нет, то следует проходить в зеленый коридор. Если считает, что что-то есть, или сомневается в правильности выбора, лучше пойти через красный коридор, проконсультироваться и подать пассажирскую таможенную декларацию. Тем более что перед входом и в зеленый, и в красный размещены наглядные пособия на нескольких языках.

Заместитель начальника отдела таможенного поста «Национальный аэропорт Минск» Минской региональной таможни Владимир Мелешко

– Каковы лимиты беспошлинного ввоза товаров авиатранспортом?

– Общая стоимость товаров для личного пользования, ввозимых на территорию ЕАЭС в багаже, не должна превышать 10 000 евро (в эквиваленте), а общий вес – не более 50 килограммов.

– С лимитами понятно, а что под запретом ввоза на территорию ЕАЭС?

– Запрещены наркотические, психотропные вещества, кроме лекарств для личного потребления: к ним обязательно должен быть рецепт и выписка из подтверждающих медицинских документов, заверенных официальными печатями врача и поликлиники, – как на ввоз, так и на вывоз. Алкоголь до трех литров можно провозить свободно, а четвертый и пятый есть возможность растаможить: 10 евро за литр. Более пяти литров ввоз запрещен. Сигареты – не более десяти пачек. Полный список товаров можно найти на Едином интернет-портале таможенных органов Беларуси.

Но чаще всего превышают лимиты на ввоз денег. Не все знают, что при себе можно иметь не больше 10 000 евро наличными. Сомневаетесь в курсе валют? Лучше зайти в красный коридор и поинтересоваться: тем самым вы избежите административной или даже уголовной ответственности.

Получение багажа по прилету

Получение багажа по прилету

Получение багажа по прилету

– Какие товары нужно обязательно декларировать при ввозе?

– Я уже говорил о сумме валюты, лимите алкогольных напитков. Однозначно – холодное и огнестрельное оружие, лекарства (с содержанием наркотических средств и психотропных веществ), культурные ценности при ввозе.

– Давайте вспомним Вторые Европейские игры летом этого года. Расскажите, как справились с нагрузкой.

– Если изучить статистику, то основная масса спортивных команд и болельщиков прошла через аэропорт. Нагрузка в эти дни была колоссальная и даже рекордная. С 21 по 30 июня пассажиропоток вырос на 78 процентов по сравнению с таким же периодом 2018 года. Но ввиду того, что мы к ним готовились и технически, и морально, накладок не было: на одного пассажира мы уделяли до двух минут. Нагрузка была огромная, но таможня справилась.

– Немного о цифрах: каковы итоги работы за 2019 год?

– С января по август этого года пассажиропоток составил почти 3,4 миллиона человек. Получается, мы идем с приростом 12 % по сравнению с таким же периодом прошлого года. И связано это не только с проведением Европейских игр: «Белавиа» наращивает парк самолетов по разным направлениям. Что касается перевозки грузов, то через таможенный пост «Национальный аэропорт Минск» прошло 12 000 тонн товаров. Воздушные ворота страны работают на полную мощность. К тому же специфика грузов настолько велика, что затрагивает все сферы деятельности.

– Может быть, самый таинственный вопрос: как применяется профайлинг?

– У нас имеется комната с затемненными стеклами, откуда сотрудники наблюдают за поведением пассажиров, которые находятся в зоне выдачи багажа. Мимика, жесты, действия, с кем человек прилетел и так далее – важно все. Зачастую люди нервничают просто из-за перелета. Но не раз мы выявляли партии товаров, расфасованные по сумкам: их передавали друг другу, люди нервничали. Потом всю компанию мы собирали вместе.

Комната для профайлинга

Комната для профайлинга

Вид из комнаты для профайлинга

Процесс наблюдения за прилетевшими и отбывающими пассажирами

Профайлинг – совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека.

– Что происходит, когда вы видите серьезное нарушение? Обнаружилась контрабанда антиквариата или оружия. Сразу надеваете наручники?

– Нет, предусмотрен строго определенный план действий. Когда дело касается уголовных статей, мы фиксируем данный случай и вызываем специальную бригаду. Это наши сотрудники – отдел по борьбе с контрабандой.

– Ваш отдел часто имеет дело с иностранцами. Сколько языков должен знать сотрудник таможни?

– Почти все сотрудники владеют английским, некоторые знают немецкий, кто-то испанский. Есть и со знанием турецкого и итальянского языков. Но в обязательном порядке – английский. Смены подбираются таким образом, чтобы присутствовал весь лингвистический набор.

– Интересно, как вы определяете, кого из пассажиров попросить на особый таможенный досмотр?

– Система отслеживания пассажиров построена таким образом, что еще при посадке в самолет за границей мы можем посмотреть, что это за пассажир, откуда летит, что у него в багаже. Заранее можем определить степень риска, при необходимости провести более углубленный досмотр после посадки самолета у нас. В том числе сотрудничаем с силовыми структурами, налажен обмен информацией.

– Расскажите о работе кинологов. Не всегда можно увидеть сотрудников с собаками. И стоит ли опасаться ваших четверолапых?

– Кинологи базируются в аэропорту. Когда возникает необходимость, они помогают как на пассажиропотоке и грузах, так и в других пунктах таможенного оформления Минской региональной таможни, которые расположены по всей Минской области. У нас шесть собак разных пород работают на поиск наркотиков. Если пес что-то находит, спокойно садится или ложится возле груза или чемодана: дает понять, что там что-то есть. Бояться собак не стоит: они не агрессивны, их не обучают методам задержания. Чтобы отобрать четверолапых помощников, специалисты изучают их психологию: далеко не всякого пса возьмут к нам на службу. Более того у нас есть подшефный детский дом, где наши собаки часто выступают перед детьми-инвалидами.

– Какие современные технические средства применяет в работе таможня?

– Модернизация техсредств началась еще в 2012 году, перед чемпионатом мира по хоккею. На тот момент мы уже получили возможность полностью сканировать багаж. К Европейским играм КНР предоставила настольный детектор обнаружения наркотических и взрывчатых веществ. Система настроена таким образом, что автоматически распознает признаки оружия, наркотиков и взрывчатки, даже если следам несколько недель. Это сокращает время обслуживания и повышает качество проверки.

– Собаки и техника обеспечивают качественный фильтр?

– Совершенно верно. Технологии не стоят на месте, уголовный мир совершенствуется и бросает нам вызов: кто кого перехитрит? Поэтому как раз собаки и техника – тот симбиоз, который дает отличные результаты.

– В завершение расскажите об интересных находках и задержаниях.

– Много всего было. Например, задерживали чучело крокодила в посылке. Были и змеи пару лет назад. При обследовании грузов попадалось оружие, а в 90-е даже автоматы Калашникова. Из историческо-культурных ценностей – иконы разных веков. Их просто провозили в багаже или в ручной клади. В позапрошлом году была пресечена попытка ввоза на территорию ЕАЭС – нашей страны и Российской Федерации – брендовой одежды из Франции. Контрабандисты пытались наладить канал беспошлинного ввоза дорогих вещей от европейских кутюрье, пользуясь тем, что летят транзитом в Россию. Речь шла о десятках тысяч долларов. В прошлом году гражданин Японии перевозил из Украины части огнестрельного оружия: штык-ножи, затворы, хоть и не совсем понятно, для каких целей.

– Как бы просто железяки?

– Не всякая железяка является железякой. За последние годы законодательство настолько ужесточилось, что, даже перевозя части к пневматическим винтовкам, можно попасть под административную или уголовную ответственность.

 

Редакция «Лидер-Пресс» поздравляет всех сотрудников таможни с профессиональным праздником! Желаем спокойных смен на службе, мудрости, проницательности в сочетании с пpoфeccиoнaльнoй peшимocтью и cтpoгocтью.

 

Виктор ДВУРЕЧИНСКИЙ

Фото автора

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.