Поиск по статьям

Войти

Бизнес призвал отказаться от маркировки товаров контрольными и идентификационными знаками (КИЗ). Данный инструмент перестал выполнять контролирующую функцию и превратился в дополнительную фискальную нагрузку на предприятия.

Что не устраивает в КИЗ, объяснил Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) в недавнем письме на адрес первого вице-премьера Александра Турчина. Текст обращения есть у редакции «БР».

БСПН отметил, что высокая фискальная нагрузка негативно влияет на темпы экономического развития страны. По данным Минфина, в 2017 году централизация финансовых ресурсов в бюджете составила 40,5 % к ВВП (это один из самых высоких показателей в странах Восточной Европы. — Прим. «БР»).

Неналоговые изъятия в прош­лом году составили примерно 5,4 млрд руб., или в среднем 5,9 % добавленной стоимости по каждой коммерческой организации. Куда большими оказались такие изъятия у тех, кто маркирует товары контрольными знаками. При производстве расходы на приобретение, маркировку и администрирование КИЗ в расчете на единицу товара составляют до 8—9 %, а при импорте, например, чая — до 20 % себестоимости. Сейчас маркировка касается 23 товарных групп. Стоимость контрольных знаков дифференцирована Минфином (постановление от 5.02.2016 № 3) и составляет от 1 копейки до 2 руб.

Компании недовольны. БСПН приводит результаты анкетирования, проведенного союзом среди компаний, занимающихся производством и реализацией обуви, чая, кофе, соков, воды и безалкогольных напитков. Треть опрошенных заявила, что система маркировки КИЗ совершенно не соответствует обозначенным целям по обеспечению экономической безопасности и защите интересов граждан. По мнению 66,7 % респондентов, маркировка лишь частично выполняет возложенные на нее функции. Причем 58,3 % связывают данное соответствие с наполнением бюджета, то есть отмечают фискальный характер марок.

В БСПН убеждены, что негативная оценка действующей системы маркировки носит объективный характер. Утвержденный постановлением Совмина от 29.01.2011 № 1030 перечень товаров, подлежащих маркировке КИЗ, сформирован недостаточно обоснованно. На это указали 70 % респондентов. По мнению большинства компаний (66,6 %), включенные в перечень товары не определяют ситуацию на потребительском рынке и их доля в розничном товарообороте незначительна. «Совершенно очевидно, что объективные критерии и мотивы включения тех или иных товаров в перечень отсутствуют», — отмечается в обращении.

Стоимость КИЗ не обоснована и завышена, считают 58,3 % респондентов. В 2017 году расходы организаций на приобретение контрольных знаков составили 2,3 млн руб., на маркировку и администрирование — еще около 134 тыс. руб., или 5,9 % к затратам на покупку КИЗ. К названным издержкам следует добавить расходы, связанные с приобретением и обслуживанием оборудования. Дополнительных вложений требует обеспечение условий хранения КИЗ (в складских помещениях с температурой +20 °С и относительной влажностью 55—65 %), установленных постановлением МНС от 9.08.2011 № 32 для предприятий-производителей. Ухудшается и технологическая эффективность. Например, при маркировке бутылок с водой и соками, по экспертным оценкам, эффективность производственной линии снижается на 3—5 %.

Большинство организаций не видят положительного эффекта от дорогостоящей процедуры маркировки товаров. Лишь 8,3 % опрошенных полагают, что маркировка позволяет получить маркетинговую информацию и содействует защите отечественных производителей товаров.

Эксперты БСПН делают вывод, что действующая система маркировки товаров устарела, является излишней, затратной процедурой и ее следует отменить либо коренным образом модернизировать. Такого же мнения придерживаются и на предприятиях: за коренную модернизацию высказались 66,7 % респондентов, за отмену маркировки товаров — 75 %.

Предложения. С учетом необходимости наполнять бюджет бизнес-союз предлагает уходить от использования КИЗ поэтапно и для начала 1 января 2019 года отменить маркировку чая, кофе, соков и воды. БСПН просит Совмин поручить госорганам (Минэкономики, МАРТ, Госстандарту, МНС, МИД и другим заинтересованным) подготовить предложения по модернизации действующей системы маркировки товаров с учетом международного опыта. По мнению большинства коммерческих организаций, система маркировки в Республике Беларусь должна быть гармонизирована как с разрабатываемой Национальной системой прослеживаемости товаров, так и с прорабатываемыми системами идентификации отдельных товаров, а также маркировки в соответствии с техническими регламентами и санитарными требованиями в рамках Евразийского экономического союза.

Отсылка на статистику и договоры. Из ответного письма Совмина (текст также есть в распоряжении редакции) следует, что над ним трудились сразу шесть ведомств: Минфин, МНС, Минэкономики, МАРТ, ГТК и Госстандарт. При этом, судя по представленным доводам, чиновники не спешат отказываться от контрольных знаков. Как следует из письма, в прошлом году по инициативе Консультативного совета по иностранным инвестициям при Сов­мине уже была сделана попытка отменить КИЗ для безалкогольных напитков. О преждевременности такой меры тогда заявили представители КГК и МВД, мол, марки защищают рынок от оборота некачественной продукции, препятствуют росту серого импорта, стимулируют к уплате налогов и даже позволяют контролировать добычу воды.

Авторы письма обосновывают перечень маркируемых товаров тем, что он формируется по предложениям заинтересованных госорганов и организаций, в том числе концернов, в которые входят производители и импортеры маркируемых товаров. Например, регулирование торговли кофе, чаем, безалкогольными и слабоалкогольными напитками было введено по предложению «Белгоспищепрома», обуви — «Беллегпрома». Впрочем, остается неясным, интересы каких компаний отстаивали КГК, инициируя появление КИЗ на ноутбуках, принтерах, мониторах, МАРТ, «протолкнувший» маркировку антифризов, а также один из депутатов Палаты представителей (имя и фамилия не уточняются), предложивший маркировать соки.

Чиновники апеллируют к показателям роста производства товаров после введения маркировки для них. Аргументом в пользу нее выступает и тот факт, что Россия, во многом руководствуясь белорусским опытом, намерена расширить маркировку на своем рынке, в том числе с 1.07.2019 распространить ее на обувь. Кроме того, наша соседка предложила ввести маркировку кофе, чая, воды, безалкогольных напитков и соков в рамках всего ЕАЭС. В начале марта главы правительств стран союза подписали Соглашение о маркировке товаров. Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления соглашения в силу, находятся на завершающем этапе, так что оно может вступить в силу уже в нынешнем году, отмечается в письме.

Новые требования к маркировке могут появиться в Беларуси уже в ближайшее время, и нет никаких гарантий, что они будут такими, какими их хочет видеть бизнес. Нормативку ЕАЭС пишут чиновники. Однако в БСПН надеются, что мнение предприятий все-таки будет услышано.

 

belmarket.by