«Белнефтехим» считает необходимым увеличить цены на нефтепродукты на 23% в связи с тем, что «в конце прошлого года на рынке нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения, влияющие на эффективность работы белорусских НПЗ».

"От стоимости сырья до ставок акцизов". Как белорусам объясняли, почему подорожал бензин

— В декабре 2017-го средние мировые котировки нефти составили 63,9 доллара за 1 баррель и на 25,8% превысили уровень котировок августа 2017 года ($ 50,8 за 1 баррель), — сказал заместитель председателя концерна Андрей Рыбаков.
Любопытно, но за последние семь лет стоимость топлива менялась по меньшей мере раз двадцать, обоснования тоже были разными. 

2011 год — рекордные 11 подорожаний за год.

Белорусы уже не помнят, но в 2011 году топливо дорожало 11 раз. Чаще всего звучали версии о том, что «подорожание связано с удорожанием сырья и разницей цен с соседними странами». Мол, «дисбаланс цен способствует постоянно растущему вывозу нефтепродуктов в соседние государства». Кому от этого было плохо, неясно.

Тогда же концерн отмечал, что «основной составляющей в структуре затрат на производство нефтепродуктов (более 85%) является стоимость нефтяного сырья, а также цены на электроэнергию и газ, необходимых в технологическом процессе производства моторного топлива, железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов». Цена за баррель, напомним, тогда равнялась 111 долларам.

Помимо этого, важным фактором ценообразования в «Белнефтехиме» называли налоговую нагрузку в виде акцизов, ставки которых устанавливаются законодательно.

2012 год — «поэтапное сближение цен с Россией».

В 2012 году цены на топливо менялись четырежды. Концерн «Белнефтехим» пересмотр цен на нефтепродукты традиционно объяснял необходимостью «поэтапного сближения цен на товары в странах Таможенного союза, а также повышения эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения возможности дальнейшей модернизации производства». Цена за баррель тогда равнялась 121 доллару.

Не обошлось и без традиционной оговорки: «цены на топливо у соседей выше, чем в Беларуси».

"От стоимости сырья до ставок акцизов". Как белорусам объясняли, почему подорожал бензин

2013 год. Пять подорожаний.

Богатый на подорожания топлива 2013 год оказался богатым на объяснения изменения цены на топливо. Средняя стоимость барреля нефти за год — около 109 долларов. Причинами повышения цен на топливо в Беларуси назывались выросшие ставки акцизов на бензин и дизель — на 20%. А также изменение курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Считалось, что применение индексации розничных цен в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Республике Беларусь механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике. К тому же новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое белорусские нефтеперерабатывающие заводы приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту.

2014 год. Раз и навсегда привязка к курсу доллара

В 2014-м стоимость топлива менялась четыре раза за год, среднегодовая стоимость барреля нефти была равна почти 99 долларам. Тогда же было принято «окончательное и бесповоротное решение» привязать стоимость топлива к курсу доллара по распоряжению президента Александра Лукашенко.

«Наш бензин средний — доллар. Не евро — доллар! Но все равно цена нашего бензина, по-моему, чуть ниже, чем в России, не говоря про Украину, про Европейский союз. Но куда денешься, баланс надо поддерживать, иначе будут вывозить», — сказал тогда президент.

Один доллар — литр топлива. Цены на них планировалось пересматривать один раз в конце квартала. Но что-то пошло не так.

"От стоимости сырья до ставок акцизов". Как белорусам объясняли, почему подорожал бензин

2015−2016 годы. Годы стабильности.

Своеобразный рекорд для Беларуси. Цены на топливо держались чуть больше двух лет без изменений и дорожали за два года единожды — в январе 2015 года, сразу после новогодних праздников. Изменения произошли согласно принятой концепции — 1 литр топлива равен 1 доллару.

Привязка стоимости топлива к доллару должна была дать нефтеперерабатывающим заводам возможность «более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья», которое мы закупаем в России по предоплате за валюту, и позволить НПЗ обеспечивать «максимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь и возможность для их дальнейшей модернизации». Но что-то пошло не так.

2017 год. Шаг в копейку, подорожание на 6%.

После затяжного сдерживания цен на протяжении двух лет «Белнефтехим» заговорил о необходимости поднять цены на топливо. Тогда концерн объяснил повышение цен на моторное топливо «меняющейся конъюнктурой рынка» и пообещал, что впредь стоимость топлива будет изменяться только согласно этому направлению.

Изменение цены на копейку многие автомобилисты даже не заметили. Но к концу года стоимость литра топлива выросла в среднем на 6%. На 5% подорожал дизель, на 7% выросла стоимость бензина.
Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/autobusiness/576462.html?tw


Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/autobusiness/576462.html?tw

Для добавления комментариев на форуме необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.