Министр образования Игорь Карпенко в эфире ОНТ рассказал, как профессиональное образование будет соотноситься с потребностями страны.

Игорь Карпенко

Министр рассказал, что ведомство стремится коренным образом пересмотреть подходы к формированию заказа на подготовку тех или иных кадров. Сегодня Министерство образования выступает в роли и заказчика, и подрядчика подготовки этих кадров. А хотелось бы, чтобы кадры заказывало предприятие.

 

— Здесь нужно «плясать» от потребности нашего народно-хозяйственного комплекса в тех или иных специалистах. На президиуме Совмина определили, что главенствующим в плане прогнозирования потребности тех или иных кадров для системы народно-хозяйственного комплекса будет Министерство труда и социальной защиты. Во-первых, они анализируют рынок труда, его потребности, ведут постоянный мониторинг. Во-вторых, Министерство экономики: там отслеживают, как будет развиваться экономика, какие могут появляться новые перспективные предприятия — с учетом тех новаций, которые происходят в нормативно-правовой базе.

По словам министра, создана рабочая группа, которая совместно с Минтруда и Минэкономики ищет подходы по изменению заказа кадров.

Министр считает, что некоторые результаты удастся получить уже в этом году.

— Следующая вступительная кампания в высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения, она уже должна почувствовать определенные изменения по заказу кадров. Хотя уже и в этом году мы сократили некоторое количество мест. Правда, по телевидению где-то прошла информация, что у нас только одна треть будет учиться на бюджете. Это не совсем правильно: примерно 50% на 50% будут обучаться на бюджете и на платной форме.

О загруженности учеников

Министр рассказал, что в начальной школе нагрузка не должна превышать 24 часов в неделю, а в средней — 30−34 часа.

— Надо понимать, что от учителя во многом зависит, как эта нагрузка распределена, насколько учитель методически грамотно выстраивает урок, чтобы максимально ребёнок освоил материал. Отсюда выстраивается цепочка, каким будет домашнее задание: перегружено оно будет, недозагружено. Родители должны тоже активно участвовать в этом процессе. Если у ребенка есть сложности с усвоением школьного материала, может быть, не нужно его перегружать дополнительными кружками, факультативами.

О школьной программе и учебниках

— Мир вокруг нас меняется, меняются знания. Когда мы учились в советской школе, мы ничего не знали о компьютере… И сегодня упустить, допустим, в системе общего среднего образования подготовку по информатике, то это, наверное, будет неправильно. Мы создали сейчас специальные рабочие группы, которые проанализируют все учебные программы. И то, что поставлена задача до 1 сентября 2017 года эти программы посмотреть, мы этой работой сейчас активно занимаемся. К этой работе мы привлекли и учителей-практиков. Я вообще хочу сказать, что сегодня мы активно сотрудничаем с учителями-практиками во время написания учебников. Допустим, в каждой группе, готовящей тот или иной учебник, обязательно есть учителя-практики. Причем учителя высшей категории, методисты — те, которые умеют определённый профессиональный багаж.

Что касается переиздания учебников, то министр рассказал, как определяют удачным ли вышло пособие.

— Допустим, мы в 2016 году выпустили порядка 46 новых учебников. В этом учебном году они используются, и понятно, что этот год покажет, как ученик реагирует на тот или иной материал, как учитель сопоставляет его со способностью ученика усваивать этот материал. И только после этого года мы сможем дать какой-то выверенный анализ, насколько этот учебник удался.

Также он рассказал, почему нельзя перестать писать все новые учебники.

— К сожалению, этот вопрос возник не сегодня, и даже не вчера. После развала Советского Союза вместо того, чтобы идти по пути совершенствования, мы начали где-то отказываться: выпустили какие-то другие учебники. Поэтому то наследство, которое нам досталось, его приходится перерабатывать. Мы учитываем опыт советских учебников — работает целый институт образования, специалисты из Академии наук. Тут же важно как: если биология, например, начинает преподаваться с шестого класса, надо посмотреть всю линейку учебников — до 11 класса, от простого — к сложному, межпредметные связи. Например, на учебник шестого класса мог придти один авторский коллектив, на учебник восьмого — уже другой. Как сопоставить эту работу? Это всё сегодня делается, мы активно работаем в этом направлении.

TUT.BY

Для добавления комментариев на форуме необходимо зарегистрироваться на сайте или войти под уже существующим именем. После чего под статьей появится форма добавления комментария.